Перфоманс в форте Дуомон

May 31, 2016 23:41



Французский перфоманс к 100-летию битвы за Верден в форте Дуомон.

image Click to view



Видимо стояла цель показать, что кровавая мусорубка столетней давности это плохо, но получилось скорее опосредованно - сам перфоманс выглядит столь же малоосмылсенным, как и многомесячные попытки французской и казейровской армии прогрызть позиционную оборону в районе Вердена.































Все вот это, как мне кажется, лучше всех резюмировала Барбара Такман в финале своих "Августовских пушек".

За то, чтобы не пустить его дальше, пришлось заплатить страшную цену жизнями мужского населения страны, и 1914 - 1918 годы повлияли на возникновение войны 1940 года. Ошибку «плана-17» исправить уже никогда не удалось. Провал этого плана, как и идеи Шлиффена, оказался роковым и привел к тупику на западном фронте. Каждый день уносил пять тысяч, а иногда пятьдесят тысяч человеческих жизней, пожирал запасы, технику, деньги. Все это предрешило исход военных операций на дальних рубежах, как например в Дарданеллах, что в ином случае могло бы привести к скорейшему окончанию войны. После неудач первого месяца воюющие стороны очутились в тупике, определившем вид будущих боев, а также условия мира, суть послевоенного периода и характер Второй Мировой войны.
Люди не в состоянии вести такую колоссальную и мучительную войну без веры в ее окончание, без надежды на лучшее будущее, на то, что будут заложены основы нового мира. Как мираж Парижа поддерживал силы солдат Клюка на марше, видение этого лучшего мира озаряло голые, изрытые снарядами, когда-то зеленые поля и безобразные обрубки тополей, которые еще недавно украшала густая и красивая крона.
Наступления, похожие на бойню, когда сотни и тысячи людей гибли, чтобы захватить десяток метров чужой территории, сменив одну траншею с болотной грязью на другую, оскорбляли здравый смысл и достоинство человека. Каждую осень говорили, что этот ужас кончится к зиме, но наступала весна, а войне по-прежнему не было видно конца; армии и народы сражались лишь с одной надеждой - человечество извлечет из всего этого хороший урок.
Война наконец кончилась, последствия ее были многообразны и бесчисленны, но над всем преобладало одно: разочарование.
«У нашего поколения не осталось великих слов», - обращался Д. Лоуренс к современникам.
Эмиль Верхарн говорил с болью о «человеке, которым я был...» Он-то прекрасно знал смысл великих слов и светлых идеалов, ушедших навсегда вместе с 1914 годом.
После Марны война разрасталась вглубь и вширь, втягивая в катастрофу народы всего земного шара, сталкивая их в мировом конфликте, который не в силах был разрешить никакой мирный договор. Сражение под Марной явилось одной из решающих битв в истории человечества не потому, что оно явилось предвестником поражения Германии или победы союзников. Марна показала, что война кончится не сразу, а будет продолжаться еще очень долго.
«Назад дороги нет», - заявил Жоффр солдатам накануне боя. Но и после него не было пути назад. Страны оказались в западне, созданной ими самими в течение первых ничего не решивших тридцати дней военных действий, в западне, откуда не было и не могло быть выхода.

http://militera.lib.ru/h/tuchman/index.html - цинк (эту замечательную книгу как обычно строго рекомендую к прочтению, особенно ее первые главы, где Такман мастерски раскрывает смысл фразы "войны никто не хотел - война была неизбежна")

PS. С оказией нашел интересный испанский форум, где выложена просто таки тонна различного старого и современного арта про Западный и Восточный фронт Первой мировой войны. На выходных отдельный пост запилю, тем более что к пятнице уже долечиваюсь и можнь будете перейти к более объемным материалам.

картины, история, 1916, Такман, Германия, Первая мировая война, Франция

Previous post Next post
Up