Мерзость

Nov 26, 2015 06:35



Так уж совпало, что после недавнего фильма «Эверест» http://colonelcassad.livejournal.com/2412394.html посвященного неудачной экспедиции к вершине горы в 90х годах, познакомился поближе с этой тематикой и в книге Дэна Симмонса «Мерзость», только если история фильма «Эверест» отсылает к документальным описаниям того несчастливого восхождения и спуска, то роман «Мерзость» представляет из себя смесь из реальных фактов и авторского вымысла.



Чудом выживший на Эвересте Уитерз, один из героев фильма "Эверест".

На фоне реальной трагедии экспедиции Мэллори-Ирвина, которая пропала в 1924 году недалеко от вершины Эвереста, разворачивается история о якобы существовавшей малоизвестной экспедиции Дикона-Перри-Клеру, которая по авторскому замыслу пыталась достичь вершины Эвереста в 1925 году и которая в числе прочего пыталась выяснить, что же случилось с Хиллари и Ирвином чуть ниже вершины Эвереста.



Джордж Ли Мэллори.



Эндрю Ирвин. Именно он "красуется" на обложке книги.



image Click to view


Экспедиция 1924 года.

image Click to view


Останки Мэллори, которые нашли на Эвересте.

С горы Матерхорн, где читатель знакомится с героями книги их путь лежит к вершине Эвереста, а для одного из них к северной стене Эйгера.



Гора Матерхорн.



Эверест.



Стена Эйгера.

Книга оказалась пожалуй самым въедливым художественным произведением на тему альпенизма и скалолазания, которые доводилось читать. Разумеется, она не претендует на документальность и точность, но обилие фактов, специальных терминов, различного жаргона и профессиональной специфики поражает, сразу видно, что Симмонс не один год потратил на погружение в тему, поэтому несмотря на тягучий характер повествования, он в целом решает главную задачу - занимательно для читателя рассказать о проблематике альпенизма 20х годов XX века.



Дэн Симмонс

Художественная завязка такова, что во время пропажи на Эвересте Мэллори и Ирвина в 1924 году, там якобы пропал британец Персиваль Бромли и австриец Курт Майер. Главные герои являющиеся профессиональными альпинистами работающими в Альпах договариваются с родественниками пропавшего, что в обмен на финансирование экспедиции на Эверест, они обязуются найти Бромли живым или мертвым попутно лелея надежду подняться на Эверест в «альпийском стиле» (используя пропажу Бромли в своих целях) и и после этого примерно 2/3 книги посвящено именно подготовке и восхождению на гору. И это пожалуй лучшая часть книги, которая выглядит как серьезная производственная драма, где хорошо видны трудности высокогорного альпинизма и твердость человеческого духа необходимого для занятия подобным сверхрискованным делом, где смельчаки играя своей жизнью устремлялись в самоубийственные восхождения к вершине горы стремясь стать первым, кто оставит там след человека. И в этом отношении книга прекрасна.



Экспедиция к Эвересту 1922 года. Все эти люди весьма органично вписаны в роман.

С другой стороны, концовка книги оказалась несколько банальной.

Далее спойлер.
[Spoiler (click to open)]После того, как герои узнают, зачем Бромли полез на гору и какую роль играли немцы, то магия неизвестности рассыпается и сюжет сваливается в достаточно клишированный шпионский детектив, где даже твист с «йети» особо не работает, так как автор сам его раскрывает практически сразу. В отличие от «Террора» здесь совсем нет мистики, здесь только природа и человек во всем своем величии и всей своей мерзости.



Загадка "йети" разрешается весьма тривиально. Вся мистика осталась в "Терроре".

Погоня немцев за главными героями к вершине Эвереста за порнографическими фотографиями с Гитлером (поэтому роман и называется «Мерзость») по заказу Черчилля немного не то, чего ожидаешь от Симмонса. Тезис о том, что Гитлер в молодости увлекался мальчиками, а потом отказался от вторжения в Англию и отменил операцию "Морской Лев" потому, что его шантажировали этими фотографиями, которые герои добыли на Эвересте и передали Черчиллю выглядит несколько притянутым за уши (даже несмотря на то, что гомосексуализм в среде нацистов был распространен и того же Рема застукали как раз за этой мерзостью), в результате чего из романа, где главной темой является покорение высочайшией вершиной мира получается достаточно пресный шпионский детектив, где гора становится лишь антуражем, на котором разворачивается схватка английской экспедиции с немцами за овладение фотографиями, которые пропали вместе с экспедициеей Бромли-Майера. В этом плане если «Террор» был практически безупречен, как ледяная симфония вечной ночи и ужаса в ней притаившегося, «Мерзость» большую часть выдерживает стиль «Террора», но ближе к концу книги сваливается в остросюжетную банальщину, поэтому по итогам прочтения остается легкое чувство разочарования от того, что так прекрасно развивавшийся роман не получил должного развития.



В Германию герои попадают ненадолго, когда пивной путч нацистов был уже подавлен, но Гитлер еще сидел в тюрьме и писал "Майн Кампф", который тогда еще претенциозно назывался "4 года борьбы против лжи, глупости и трусости".

Но при всем этом очень интересно читать, как в вымышленные приключения вписаны подробности реальных экспедиций, реальных людей штурмовавших горные вершины и что главное, как подана атмосфера послевоенной Европы середины 20-х годов, когда Первая мировая война еще оказывала влияние на мироощущение людей, а Вторая мировая война еще только вызревала где-то там на дождливых улочках Мюнхена, где герои в «БюргерБройКеллер» пили пиво с Бруно Зиглем, Ульрихом Графом и Рудольфом Гессом.



В отличие от книги Симмонса, телохранитель Гитлера Ульрих Граф не погиб в районе базового лагеря, а скончался в 1950 году.

Стоит так же отметить, что немцы по книге очень плохие, хотя и признается вклад немцев в различные альпинистские придумки, которыми пользуются в том числе и главные герои. Понятное дело, что нацисты враги, но в целом они получились весьма клишированными тупыми фанатиками, как в плохих фильмах про войну.



Пивная "Бюргербройкеллер".

Тем не менее Симмонс, уже в который раз, даже не в самых лучших своих романах умудряется создать весьма достоверную атмосферу, которая зачастую компенсирует недостатки главной сюжетной линии, как это было скажем в «Илионе» и «»Олимпе», где пресная сюжетка не оставила глубоких впечатлений, но отдельные образы созданного Симмонсом мира до сих пор впечатаны в память.



Подводная лодка Халифата на дне Атлантического разлома из "Илионского" цикла.

В этом плане один из главных талантов Симмонса - создавать запоминающиеся атмосферные миры, в который может быть и не все гладко с «главным квестом» (примерно как у игр от Bethesda), но где есть то неуловимое ощущение погружения, когда буквы складывающиеся в слова и предложения переносят тебя в созданный другим человеком мир, который причудливо переплетается с нашей реальностью, как это достаточно неплохо получилось в "Мерзости".



Путь к вершине через ледник Восточной Ронгбук.

Я не могу рекомендовать эту книгу всем и каждому, но если вам интересна тематика альпинизма, то я думаю ее стоит прочесть даже несмотря на не самую живописную развязку.
«Мерзость» это скорее неровный роман в духе «Друда» или «Колокола по Хэму», нежели безоговорный шедевр вроде «Песен Гипериона»», «Террора» или «Флешбэка». Но лично мне как поклоннику творчества Дэна Симмонса было его прочесть весьма интересно, так как большую часть книги ты фигурально проглатываешь страницы, где герои преодолевая различные трудности карабкаются от лагеря к лагерю к выступающему на подступах к вершине вертикальному «носу дредноута», за которым лежит высшая точка приложения человеческих амбиций и тщеславия.



Попытка 1924 года.



И ее итог.



Эдмунд Хиллари и шерпа Тенциг Норгей на вершине Эвереста в 1953 году.

горы, нацизм, альпинизм, книги, Симмонс, Эверест, Мерзость, Что почитать, приключения, Гитлер

Previous post Next post
Up