Вчера в кои-то веки выбрался в кино, чтобы приобщиться к новому «Безумному Максу», продолжению/сиквелу/приквелу древней постапокалиптической трилогии, где на руинах цивилизации жизнь копошилась в виде моторизованных банд рассекающих радиоактивные выжженные пустоши в поисках бензина и других остатков цивилизации.
Click to view
Первые два фильма мне в свое время очень понравились и нравятся до сих пор. На них поднялся Мэл Гибсон, а сами ленты стали вехой в жанре постапокалипсиса, оказав огромное влияние на представления о мире после БП в массовой культуре. В этом плане, снятая за сущие гроши первая часть и уже более дорогая часть вторая, стали своеобразным культурным феноменом, хотя казалось бы, откуда столько шума у малобюджетной истории про людей носящихся по заброшенным трассам на причудливых тарантасах.
Click to view
Этим «Безумный Макс» несколько напоминает популярную у нас тему «сталкерства», связанного как с фильмом Тарковского, так и играми и книгами на тему «зоны», где по сути обыгрывается та же тематика, что и в «Безумном Максе», только с отечественным колоритом, где опять же главным ингридиентом является атмосфера, а не сюжет, который как правило предельно схематичен. Поэтому нет ничего удивительного в том, что зародившаяся в Австралии история, весьма популярна и у нас в стране.
Если первые две части зашли на ура, то вот третья в погоне за деньгами и детский рейтингов, оказалось унылой поделкой, которая на долгие годы завершила историю Макса Рокатански. И вот спустя энное кол-во лет, престарелый Джордж Миллер, решил вернуться к истории сделавшей его знаменитым.
Третья часть забыта как страшный сон, режиссер видимо хорошо понимал, что именно так зацепило зрителей в его творении и поэтому сделал наиболее правильный выбор, взяв за основу идеи заложенные во втором фильме.
В итоге, получилось очень впечатляющее зрелище. Надо признать, что по атмосфере и аудиовизуальной стилистике, «Безумный Макс» легко бьет все коммерческие блокбастеры последних лет.
Помимо отличной музыки (тему с барабанами можно смело утаскивать к себе в плейлист), фильм щеголяет просто завораживающей картинкой разрушенного мира (фанаты Fallout будут в экстазе), которая поражает даже не столько спецэффектами (они, кстати порой выглядят достаточно компьютерными), а прежде всего незабываемым дизайном всего - персонажей, автомобилей, одежды, различных механизмов.
Именно в дизайне главное очарование «Дороги ярости», авторы попытались донести до зрителя часть информации о жизни этого мира через мелкие детали, когда даже всякие причудливые штуки, казалось бы сделанные просто для красоты, внезапно оказываются функциональными в этом безумном мире. Тут можно сказать, что над аудиовизуальной составляющей «Дороги ярости» работали очень талантливые и самобытные люди. Планка качества для постапокалиптических историй аля «жизнь на помойке после ядерной войны» поднята на новую высоту. Разумеется, тут больше атмосферы, чем реализма (на что больше претендует «Дорога»), но сам дух выжженных пустошей на которых копашаться потерявшие человеческое обличие существа, передан отлично.
В фильме есть формальный сюжет, который просто обосновывает происходящее безумие, а именно практически непрерывную погоню из пункта А в пункт Б, а потом обратно. Логика и мотивация здесь весьма абстрактны и принесены в жертву визуальному безумию. Авторы разошлись настолько, что сами не выдержали ими же заданной планки накала происходящего. Уже первая треть фильма с дикой погоней с заездом в песчаную бурю с легкостью отбивает деньги на билет - настолько здесь все стильно и зажигательно снято.
Ближе к концу стало заметно, что проявив массу изобретательности и затейливости в казалось бы банальной истории погони за «боевой фурой», идей все таки немного не хватило и накал происходящего чуток спал. Осталось странное впечатление, что фильм в плане происходящего безумия скорее шел по нисходящей, нежели к какой-то небывалой кульминации.
С точки зрения идей, фильм получился несколько феминистическим, начиная от главной героини Фуриозы и фраз «Это мужчины разрушили наш мир» и заканчивая племенем боевых старушек бросающих вызов банде полоумных мужиков. В этом контексте сама история Макса получается несколько отстраненной и по факту, главным героем выглядит скорее героиня Шарлиз Терон.
Ввиду отсутствия главного голливудского антисемита Мела Гибсона, его место занял Том Харди, который в принципе искомую роль сыграл хорошо, каши не испортив на фоне брутальной Шарлиз Терон с механической рукой.
Злодеи все как один подчеркнуто карикатурно-безумны, начиная с Бессмертного Джо и заканчивая Людоедом. Не обошлось и без комедийного персонажа в виде больного фанатика, который хочет погибнуть во славу Бессмертного Джо, чтобы попасть в Вальхаллу и есть там чизбургеры, но у которого раз за разом планы суицида срываются.
Но фильм назвать комедией сложно, ибо он более чем жесток, как полагается подобному миру. Крови и расчлененки мало, но есть весьма жесткие сцены, поэтому фильм точно не для детей.
В итоге, фильм получился весьма запоминающимся - это такой себе «Безумный Макс 2» на стероидах и на современном технологическом уровне.
Он не идеален в ряде моментов - есть огрехи в графике, мотивация персонажей порой весьма загадочна, сюжет скорее служит поводом «показать еще одну причудливую штуку», но атмосфера мира «Дороги ярости» все искупает. Лично мне, как любителю постапокалиптической тематики, «Безумного Макса» и Fallout, увиденное понравилось. Тут нет каких-то небывалых откровений, это именно что возможность открыть окно в причудливый и ужасный мир, где практически все утратило смысл и люди вынуждены сражаться за то, чтобы быть человеком, а не вещью. Получилось простенько и со вкусом бензака. Безумный Макс стоит того, чтобы его запомнили.