На выборах президента Международной Шахматной Федерации прогнозируемо победил "бывший слесарь, будущий хан" Кирсан Илюмжинов. Как обычно, победителю успех принесло голосование малых шахматных федераций, голоса которых полностью равны голосам шахматных тяжеловесов, то есть голос той же российской федерации шахмат полностью равен голосу какого-нибудь Гондураса. Так сказать, полный разгул демократии.
Соответственно, главный оппонент Илюмжинова, 12-й чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов весьма от него поотстал, прежде всего ввиду значительного отставания по кол-ву голосов от шахматных карликов. Проходивший в Ханты-Мансийске конгресс отметился рядом скандалов и громких заявлений. Разумеется, это можно было предвидеть, с учетом того, что серьезную поддержку Карпову оказывал его исторический противник "великий и ужасный" Гари Каспаров. Для некоторых, данных союз казался противоестественным, учитывая, все то, что Каспаров в свое время сказал и написал про Карпова. Но все течет, все меняется и теперь два непримиримых соперника, два шахматных короля, пытались вместе свалить прожженного аппаратчика Илюмжинова.
Лично мне, кажется, что участие Каспарова в официальной компании Карпова было ошибкой со стороны Карпова, особенно с учетом того, что конгресс проходил на территории России, где персона Каспарова для властей является серьезным раздражителем.В результате традиционное давление и цензурирование "несогласного Гари", ударило по всей избирательной компании Карпова в целом. Можно говорить о том, что Карпов (несмотря на значительную общественную поддержку у российской шахматной общественности, недооценил риски связанные с перманентным конфликтом Каспарова с властями. Само собой, и в шахматном мире многие помнят о серьезной роли Каспарова в расколе международных шахмат и многочисленных "побочных чемпионов", которых этот раскол породил (последствия этой деятельности Каспарова были преодолены лишь недавно, когда ставший 15-м чемпионом мира Виши Ананд наконец то покончил с двоевластием в шахматном мире и вернул шахматы на старую колею классических чемпионов.
Каспаров на конгрессе яростно боролся и за себя и за Карпова, но это был тот случай, когда звезды для него не сошлись (в политике с ним это бывает куда как чаще, нежели в шахматах). Но известный шахматный "скандалист" и долгожитель Виктор Корчной (бежавший в свое время из СССР), в свое время, в своей скандальной книге "Антишахматы" весьма метко охарактеризовал Каспарова:
"- Виктор Львович, что случилось вчера на ассамблее?
- Случилось то, что должно было случится - демократия победила! Все пошли против Каспарова. Понимаете, Каспаров может быть только диктатором и больше ни кем! А на Западе с этим не согласятся, не примут никогда. Ассоциация гроссмейстеров - это не советская, а международная организация. Об этом Каспаров не должен забывать. Вам рассказывали о выступлении Спасского?
- Нет.
- Ему, как всегда не хватало запаса слов, но суть он выразил верно. Он сказал, что по поведению Каспарова - типичный большевик и его деятельность основана на большевистских принципах. Первый - кто не с нами, тот против нас! Второй - если враг не сдается, его уничтжают! И третий - не знаем что, но доведем до конца! Неплохо, правда? Он смеялся
Собственно, можно констатировать, что в случае с Каспаровым наложились как неприятие его нашими властями и неприятие его персоны в части западных стран, которые несмотря на определенные симпатии к Карпова, отдали свои голоса Илюмжинову, который вполне очевидно, орудовал своим админресурсом.
В целом же, поражение от Илюмжинова, оба шахматных титана восприняли стоически. Карпов посетовал на определенные трудности, которые ему создавали во время борьбы и мягко отверг предложение Илюмжинова поработать под ним. Каспаров по традиции "вечного борца" привыкшего к неудачам, но полного оптимизма, традиционного присутствия духа так же не терял, но в этом скорее проглядывалось "я дерусь, потому что я дерусь" - в таких случаях результат всегда уходит на второй план. Все таки нельзя не констатировать, что как политик, Каспарова намного слабее себя же как шахматиста. То же самое можно сказать и в отношении Карпова. Несмотря на серьезную финансовую поддержку и организацию, бороться с выстроенной под Илюмжинова системой им оказалось не по силам. В итоге же, за все годы существования ФИДЕ, лишь одному шахматному королю, голландцу Максу Эйве удалось попасть на этот пост. В нынешних условиях, даже тандем двух шахматных королей, не смог противостоять админресурсу. Чем дальше, тем все меньше в управлении шахматным миром играют собственно сами шахматы, а все больше деньги и связи. Этот момент противники Илюмжинова на мой взгляд недооценили, получив в итоге значительную поддержку среди рядовых шахматистов, но проиграв на уровне тех, кто принимает решения.
Собственно, учитывая все процессы связанные с политикой Илюмжинова, лично мне победа Карпова-Каспарова казалось более нужной шахматам, нежели еще один срок Илюмжинова. Тем более была вероятность, что погрязнув в шахматной политике, Каспаров бы перестал заниматься ерундой в политике обычной. Но видимо не судьба. Ну и Карпова в чем то жаль, как человек он у меня вызывает личную симпатию.