Распутин

Dec 20, 2013 08:43



«Первая революция и следующая за ней контрреволюционная эпоха (1907-1914), обнаружила всю суть царской монархии, довела ее до „последней черты“, раскрыла всю ее гнилость, гнусность, весь цинизм и разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе ее…». (с) Ленин

Посмотрел новую кино-вариацию на тему Распутина с гражданином Российской Федерации Депардье.
Фильм надо сказать оказался несколько лучше, нежели ожидалось.

image Click to view



Что представляет из себя фильм "Распутин"? Это классический байопик, зачем то урезанный в 2-3 раза (фильм идет менее полутора часов), в результате чего повествование о пути Распутина из сельской глубинки в дом заговорщиков где его с большими усилиями умертвили, представляет собой рваный набор сцен крайне слабо между собой связанных. Вот Распутина в селе учат не грешить, вот он уже у Романовых, а вот уже сразу война, а там Дума ищет немецких шпионов, а князь Юсупов и англичане готовят заговор. В результате фильм представляет собой нечто в духе "голопом по Европам", где историческая подоплека событий служит фоном, а не связующей нитью. На фоне проектов в духе "Гитлер: Восстание зла" и "Основание КНР", фильм выглядит очень слабо. Сильно уступает он и замечательной советской "Агонии", которую при всех ее художественных и сценарных недостатках, как раз могу смело рекомендовать к просмотру, как один из лучших фильмов на тему "распутинщины".

http://www.youtube.com/watch?v=Ll1Wdob2P1E - Агония. Серия №1
http://www.youtube.com/watch?v=meag8p7S66c - Агония. Серия №2

Там кстати Распутин сыгран лучше, нежели чем у Депардье, а различные "булкохрустцы" и страдальцы по РКМП до сих пор от него испытывают лютый батхерт.



Разумеется, можно сказать, что вот будет сериал и там все будет более стройно и логично, но зачем тогда было выпускать столь "кусочный" фильм, который без сериала выглядит неполноценно? Сам фильм снят в духе комплиментарного отношения к Распутину. Конечно показывают и его непотребства, жадность, пьянство, разврат, но видно, что режиссер скорее ему симпатизирует, задаваясь в конце вопросом, а самым ли плохим он был.
Ну разумеется, на фоне абсолютного зла большевиков, которые в начале фильма расстреливают бывшего царя с семейкой, гомосексуалиста Юсупова с жЫдоедом Пуришкевичем и "англичанкой, которая гадит", коварного царя радующегося смерти Распутина, злокозненного дяди царя, дуры царицы и прочих представителей "высшего света", он собственно и не так уж плох, в результате чего, фильм имеет странный эффект, когда с одной стороны Распутин весь фильм всех предупреждает, что если его не послушаются. то РКМП скоро придет хана, а его никто не слушает, в результате чего большевики из начала фильма воспринимаются как закономерное наказание. Ибо это было возмездие для дураков, которые не слушали Распутина, и негодяев, которые его погубили. Ну а потом пришли большевики и со всеми за Гришку посчитались. Царя в расстрельный подвал, генералов на штыки, "лучших людей" в Париж. В общем, как в анекдоте "А потом пришел лесник и всех разогнал".



Разумеется, в фильме практически нет никакого анализа причин революции, кроме заклинаний Распутина, что война всех погубит и заклинаний придворной челяди, что Распутин погубит монархию. Разумеется война стала катализатором внутреннего социального взрыва (о которой не в виде заклинаний, а в виде аналитической записки http://on-island.net/History/Durnovo.htm царя предупреждал видный царский сановник Дурново еще перед войной), а Распутин приложил свою руку к окончательной дискредитации монархии и монархизма даже среди его сторонников. Но это именно что побочные причины, не указывающие на то, что личность Распутина стала всего лишь символом окончательного разложения правящей верхушки, оторвавшейся не только от народа, но даже от лоялистов. А война лишь спровоцировала, давно вызревавшую повторную революцию, причины которой не были устранены при подавлении Революции 1905-1907 года и при провальных попытках Столыпина реформировать РИ.
Большевики в этой логике прилетели в Марса, потому как из фильма не следует, откуда они вообще взялись. Ну разве что можно провести линию, мол царь сам себя обыграл, заговорщики вместе с водой выплеснули и ребенка, дура-царица загубила монархию своими навязчивыми идеями, генералы и придворные подорвали империю своими кознями, ну а потом невесть откуда взявшиеся большевики всех постреляли. Ну разве что в рамках логики персонажей вроде Гундяева и Чаплина - это бог всех наказал за "отход от веры" и убийство "святого старца".



Разумеется, на фоне этого пьянство и разврат Распутина, малозначительны и отвечая на вопрос авторов ленты, можно смело отвечать, что он конечно на фоне прочих, далеко не самый плохой персонаж. Но ничего симпатичного в нем конечно нет. Он просто один из символов разложения и упадка Российской Империи, а что хорошего можно найти в разложении и упадке? Кроме разве что создания предпосылок для пролетарской революции, пожалуй ничего. В результате, самым позитивным с человеческой точки зрения в "Распутине" является еврей Симанович, который крадет у Распутина деньги и жертвует их бедным. В общем, главный позитивный персонаж это еврей-вор с задатками Робин-Гуда в исполнении Хабенского.



По персоналиям - Депардье играет Депардье, на Распутина он похож мало, Юсупов выставлен исключительно в роли гомосека (к которому даже Распутин пытался подкатить - надеюсь в сериале раскроют тему неразделенной любви "святого старца" к переодетому женщиной Юсупову), так чтобы не возникало даже сомнения в том, что Распутина убили гомосеки по наущению "англичанки". Царь в исполнении Машкова нечто среднее между тряпкой и коварным интриганом, царица - истеричная дура не понимающая, что вообще в стране происходит.  Если у авторов была цель показать события без симпатичных персонажей, то они ее явно добились, где революция выглядит как полностью необходимый процесс очищения страны от всего показанного в фильме.



В результате, получился странный набор сцен с весьма сомнительной связностью, где цельная картина "распутинщины" не выстраивается, чего впрочем для торжествующего "мозаичного" мышления и не требуется. Ну был Распутин, ну лечил наложением рук, ну были дураки и интриганы, которые "святого старца" загубили вместе с империей и что?
Авторы разумеется пытались придать смысл показанному - отсюда и обширный закадровый текст пытающийся пояснять "для школьников" реальные мотивы происходящего и конечный риторический вопрос на тему, был ли так плох Распутин. То есть они понимали, что надо какой-то смысл всем этим сценам придать, но получилось то что получилось. Сами ответа они дать при всем своем отношении к Распутину не смогли, мотивация действующих лиц дана схематично и порой попросту абстрактно. Это все равно, как скажем в байопике про Гитлера, режиссер в конце задал бы вопрос "А так ли был плох Гитлер?". Как правило, в байопиках, авторы показывая фрагменты жизни того или иного героя, будь то политик, военноначальник, интеллигент или религиозный деятель, обычно так или иначе дают ему свою оценку, исходящую из показанного в фильме. А тут авторы самоустранились, в результате чего осталось непонятным, что же они хотели всем этим сказать. Призвать поразмышлять о Распутине? Ну так это самоочевидно, но сами то они что думают?

Отсюда и вывод, что даже если не рассматривать "историческую мозаичность", то фильм слаб прежде всего с художественной и сценарной точки зрения. Разумеется, здесь могут возразить, что вот будет сериал, там все покажут более внятно, но пардон, я смотрю фильм, а не сериал. А фильм в отличие от, составлен из рваных кусков как раз в духе "Ранее в сериале..." и "смотрите в следующей серии..." Вообще, все эти фильмы снимаемые как сериалы, суть есть зло, подобно играм, которые продают с вырезанными частями, предлагая потом "для лучшего понимания" сюжета купить/скачать DLC.

Помимо этого фильм явно испытывал недостаток финансирования, поэтому никаких серьезных массовок, масштабной компьютерной графики и других неизменных атрибутов дорогостоящих байопиков тут нет. В целом ряде моментов видно, что кино балансирует на грани малобюджетности, проигрывая даже весьма скромной советской постановке 80х.
А ведь тема Распутина и краха монархии весьма благодатна и там всегда можно снять при наличие таланта и денег нечто огромное и масштабное, вроде французских эпопей про Великую Французскую Революцию.

В целом же, это весьма проходной фильм, который особо не заставит вас плеваться, но чего-то запоминающегося или исторически ценного там нет.



Хотя нет, вру. Был один запоминающийся момент. Когда заговорщики начинают праздновать как они думали убийство Распутина, то они кричат "За Россию!", а в этом время Юсупов со своим возлюбленным чокаются. Это было смешно. Милонов наверное такое не одобряет.

Николай II, Российская Империя, кино, 1916, Депардье, революция, расстрел царской семьи, Распутин, РКМП, Пуришкевич, Юсупов

Previous post Next post
Up