небольшой копипаст из себяjalynskiNovember 20 2013, 05:08:28 UTC
"Трудно быть богом" - появились первые комментарии.. Не исключено, что фильм я не увижу, но пару замечаний, исходя из этих комментариев, я бы сделал.
1. Некоторая однобокая эстетизация безобразия, с использованием фактуры средневековья. Дык, средневековье это и дамы, и рыцари, и трубадуры-миннезингеры-ваганты, и архитектура светская и духовная, что стоит до сих пор. И литература. И философия со своими носителями. И отчаянная до массовых психозов вера в Христа как воплощенное Добро.. И материальная культура. Тот же первый парламент в Европе - в 10м веке, а потом в 13 веке - парламенты и вовсе понеслись. Если некоторым нагнетанием мерзости пытаются провести параллель с баснословно-ужасным СССР (о чем предполагают англоязычные комментаторы), то это и вовсе нехорошо. Как говорят англоязычные, every cloud has a silver lining - как бы это ни было кому-то неприятно. Сами-то эти "кто-то" не из СССР плоть от плоти, что ли? Появилось полно хоббитов с ложной памятью.. Потом, безобразие это не обязательно воплощенное зло. И наоборот..
2. Боги не садились в лужу. Боги были всесильны и они снисходили из коммунистического рая. Из города Ленинград. Чисто композиционно, по тексту Стругацких, средневековый негатив в одном отдельно взятом государстве одной планетки был уравновешен великой гуманистической, легкой, иронической цивилизацией нашего коммунистического будущего. Боги таки могли всё: начиная от позитивной реморализации со стационарных спутников и накормления семью хлебами, до принуждения к миру участников беспорядков газом с патрульного дирижабля. Пафос Стругацких и композиционная изюминка в том, что могучая гуманная сила, неодолимая в большом, в малом, на уровне одного отдела "Института экпериментальной истории" - может проколоться. И ореол/ареал этого прокола - небольшой, в масштабах городка-государства. Ну, ушел у них в горы Алитет-Рэба - не нейтрализовали его. Из той же жалости. Получили несравнимо больше крови. Зато не дали молнии леворадикалам - предотвратили другое кровопролитие.. Попутно леворадикалы уверовали, что благой бог - есть! А Рэбе не хватило опаски и фантазии... У Стругацких - про силу нас асимптотических: настолько всеблагих, всемудрых, всемогущих, что другой раз всеблагость конфликтует со всемогуществом. Уму, чести и совести, действующим одновременно, иногда бывает технически трудно. Технически. Потому что психологически прогрессору легко: его горний мир практически рядом, как и положено вездесущему богу. И вознести туда он легко может всякого дольнего. У Германа, подозреваю, про другое. Типа, некое гиперболизированное "На дне", что ли.. Интересно, чем пахли герои "На дне"? В советское время мы как-то об этом не задумывались...
Кстати да. Фактура Ярмольника больше подошла бы другому персонажу Стругацких - охотнику и шкоде либер Полли.
Re: небольшой копипаст из себяcannoterNovember 20 2013, 05:32:02 UTC
Несмотря на Вашу правоту, хочу заметить, что мо-моему весь смысл "Трудно быть богом" можно выразить Цитатой оттуда же" " Среди слабых найдется сильный, который все отберет у слабых".
Re: небольшой копипаст из себяjalynskiNovember 20 2013, 05:36:38 UTC
У-у-у... Я сделал только два произвольных и слабых замечания. Но. В координатах "Сила" и "Потребление" эта зависимость работает. Если пространство человека более многомерно, то там возникают другие функции.
Re: небольшой копипаст из себяcannoterNovember 20 2013, 05:59:24 UTC
Все размерности учесть невозможно. Но это объясняет, почему к власти не приходят люди с совестью. Точнее бывает приходят, но быстро из нее уходят либо добровольно (римский император. Кажется Юстиниан)либо их убирают (об этом хорошо сказано Лео Таксилем в "Священном вертепе".
Re: небольшой копипаст из себяjalynskiNovember 20 2013, 06:29:38 UTC
Понятно. Но надежда прогресса состояла в "новом человеке", в искоренении "пережитков палеолита в сознании". Этот не только 3-я программа КПСС, но и Евангелие. Это надежда на альтруизм и кооперацию в противоположность эгоизму и конкуренции.
Re: небольшой копипаст из себяcannoterNovember 20 2013, 11:38:18 UTC
Стругацкие толже писали об этом. А их фанатики все выспрашивали Бориса (на сайте АБН) про"большую теорию воспитания". К сожалению "искоренение "пережитков палеолита в сознании"невозможно в принципе. Не позволит природа. Об этом скоро выставлю в своем журнале. Что-то типа "Гауссианского распределения людей по нравственности".
У Стругацких очень насыщенный подтекстb_n_eNovember 20 2013, 07:06:13 UTC
Может благодаря необходимости обходить цензуру При этом подтекст иногда всплывает не сразу Кроме того некоторые ассоциации (скажем пара строк про Арабу или кузнеца) иллюстрировать средствами кино вряд-ли подъемно Как мне кажется основная тема многих текстов Стругацких близка к той же, что и в "Великом инквизиторе" - тема "лжи во спасение" Невозможность насильственно загнать в рай, насильственно сменить выработанные этические ценности, необходимость для этого вести поначалу обманом заметно противоречит теме чистых рук и истины в последней инстанции И теме проводить происходящее с ближними через самого себя И тут всплывает та же самая, что и у Достоевского "слезинка ребенка" И понятно, что универсального права и универсального решения тут нет, поскольку несоизмеримо Нечто похожее всплдывает и у шпионов и у медиков Хорошая модельная проблема для самовоспитания и понимания принципа: "Не навреди"
Re: небольшой копипаст из себяvedmed_190November 20 2013, 10:24:58 UTC
>Кстати да. Фактура Ярмольника больше подошла бы другому персонажу Стругацких - охотнику и шкоде либер Полли.
Вообще-то Герман как раз интересен, в том числе, и подбором, казалось бы, "не тех" актеров - А. Миронов в "Мой друг Иван Лапшин" и Ю.Никулин с Л.Гурченко в "20 днях без войны".
Не исключено, что фильм я не увижу, но пару замечаний, исходя из этих комментариев, я бы сделал.
1. Некоторая однобокая эстетизация безобразия, с использованием фактуры средневековья.
Дык, средневековье это и дамы, и рыцари, и трубадуры-миннезингеры-ваганты, и архитектура светская и духовная, что стоит до сих пор.
И литература. И философия со своими носителями. И отчаянная до массовых психозов вера в Христа как воплощенное Добро..
И материальная культура.
Тот же первый парламент в Европе - в 10м веке, а потом в 13 веке - парламенты и вовсе понеслись.
Если некоторым нагнетанием мерзости пытаются провести параллель с баснословно-ужасным СССР (о чем предполагают англоязычные комментаторы), то это и вовсе нехорошо.
Как говорят англоязычные, every cloud has a silver lining - как бы это ни было кому-то неприятно.
Сами-то эти "кто-то" не из СССР плоть от плоти, что ли? Появилось полно хоббитов с ложной памятью..
Потом, безобразие это не обязательно воплощенное зло. И наоборот..
2. Боги не садились в лужу.
Боги были всесильны и они снисходили из коммунистического рая. Из города Ленинград.
Чисто композиционно, по тексту Стругацких, средневековый негатив в одном отдельно взятом государстве одной планетки
был уравновешен великой гуманистической, легкой, иронической цивилизацией нашего коммунистического будущего.
Боги таки могли всё: начиная от позитивной реморализации со стационарных спутников и накормления семью хлебами,
до принуждения к миру участников беспорядков газом с патрульного дирижабля.
Пафос Стругацких и композиционная изюминка в том, что могучая гуманная сила, неодолимая в большом,
в малом, на уровне одного отдела "Института экпериментальной истории" - может проколоться.
И ореол/ареал этого прокола - небольшой, в масштабах городка-государства.
Ну, ушел у них в горы Алитет-Рэба - не нейтрализовали его. Из той же жалости. Получили несравнимо больше крови.
Зато не дали молнии леворадикалам - предотвратили другое кровопролитие..
Попутно леворадикалы уверовали, что благой бог - есть! А Рэбе не хватило опаски и фантазии...
У Стругацких - про силу нас асимптотических: настолько всеблагих, всемудрых, всемогущих,
что другой раз всеблагость конфликтует со всемогуществом.
Уму, чести и совести, действующим одновременно, иногда бывает технически трудно. Технически.
Потому что психологически прогрессору легко: его горний мир практически рядом, как и положено вездесущему богу.
И вознести туда он легко может всякого дольнего.
У Германа, подозреваю, про другое. Типа, некое гиперболизированное "На дне", что ли..
Интересно, чем пахли герои "На дне"? В советское время мы как-то об этом не задумывались...
Кстати да. Фактура Ярмольника больше подошла бы другому персонажу Стругацких - охотнику и шкоде либер Полли.
Reply
Reply
Но.
В координатах "Сила" и "Потребление" эта зависимость работает. Если пространство человека более многомерно, то там возникают другие функции.
Reply
Reply
Reply
Reply
При этом подтекст иногда всплывает не сразу
Кроме того некоторые ассоциации (скажем пара строк про Арабу или кузнеца) иллюстрировать средствами кино вряд-ли подъемно
Как мне кажется основная тема многих текстов Стругацких близка к той же, что и в "Великом инквизиторе" - тема "лжи во спасение"
Невозможность насильственно загнать в рай, насильственно сменить выработанные этические ценности, необходимость для этого вести поначалу обманом заметно противоречит теме чистых рук и истины в последней инстанции
И теме проводить происходящее с ближними через самого себя
И тут всплывает та же самая, что и у Достоевского "слезинка ребенка"
И понятно, что универсального права и универсального решения тут нет, поскольку несоизмеримо
Нечто похожее всплдывает и у шпионов и у медиков
Хорошая модельная проблема для самовоспитания и понимания принципа: "Не навреди"
Reply
Я только вбросил два первых подвернувшихся комментария к комментариям.
Нарочито поверхностных и политизированных при том..
Reply
Вообще-то Герман как раз интересен, в том числе, и подбором, казалось бы, "не тех" актеров - А. Миронов в "Мой друг Иван Лапшин" и Ю.Никулин с Л.Гурченко в "20 днях без войны".
Reply
Reply
Leave a comment