Leave a comment

небольшой копипаст из себя jalynski November 20 2013, 05:08:28 UTC
"Трудно быть богом" - появились первые комментарии..
Не исключено, что фильм я не увижу, но пару замечаний, исходя из этих комментариев, я бы сделал.

1. Некоторая однобокая эстетизация безобразия, с использованием фактуры средневековья.
Дык, средневековье это и дамы, и рыцари, и трубадуры-миннезингеры-ваганты, и архитектура светская и духовная, что стоит до сих пор.
И литература. И философия со своими носителями. И отчаянная до массовых психозов вера в Христа как воплощенное Добро..
И материальная культура.
Тот же первый парламент в Европе - в 10м веке, а потом в 13 веке - парламенты и вовсе понеслись.
Если некоторым нагнетанием мерзости пытаются провести параллель с баснословно-ужасным СССР (о чем предполагают англоязычные комментаторы), то это и вовсе нехорошо.
Как говорят англоязычные, every cloud has a silver lining - как бы это ни было кому-то неприятно.
Сами-то эти "кто-то" не из СССР плоть от плоти, что ли? Появилось полно хоббитов с ложной памятью..
Потом, безобразие это не обязательно воплощенное зло. И наоборот..

2. Боги не садились в лужу.
Боги были всесильны и они снисходили из коммунистического рая. Из города Ленинград.
Чисто композиционно, по тексту Стругацких, средневековый негатив в одном отдельно взятом государстве одной планетки
был уравновешен великой гуманистической, легкой, иронической цивилизацией нашего коммунистического будущего.
Боги таки могли всё: начиная от позитивной реморализации со стационарных спутников и накормления семью хлебами,
до принуждения к миру участников беспорядков газом с патрульного дирижабля.
Пафос Стругацких и композиционная изюминка в том, что могучая гуманная сила, неодолимая в большом,
в малом, на уровне одного отдела "Института экпериментальной истории" - может проколоться.
И ореол/ареал этого прокола - небольшой, в масштабах городка-государства.
Ну, ушел у них в горы Алитет-Рэба - не нейтрализовали его. Из той же жалости. Получили несравнимо больше крови.
Зато не дали молнии леворадикалам - предотвратили другое кровопролитие..
Попутно леворадикалы уверовали, что благой бог - есть! А Рэбе не хватило опаски и фантазии...
У Стругацких - про силу нас асимптотических: настолько всеблагих, всемудрых, всемогущих,
что другой раз всеблагость конфликтует со всемогуществом.
Уму, чести и совести, действующим одновременно, иногда бывает технически трудно. Технически.
Потому что психологически прогрессору легко: его горний мир практически рядом, как и положено вездесущему богу.
И вознести туда он легко может всякого дольнего.
У Германа, подозреваю, про другое. Типа, некое гиперболизированное "На дне", что ли..
Интересно, чем пахли герои "На дне"? В советское время мы как-то об этом не задумывались...

Кстати да. Фактура Ярмольника больше подошла бы другому персонажу Стругацких - охотнику и шкоде либер Полли.

Reply

Re: небольшой копипаст из себя cannoter November 20 2013, 05:32:02 UTC
Несмотря на Вашу правоту, хочу заметить, что мо-моему весь смысл "Трудно быть богом" можно выразить Цитатой оттуда же" " Среди слабых найдется сильный, который все отберет у слабых".

Reply

Re: небольшой копипаст из себя jalynski November 20 2013, 05:36:38 UTC
У-у-у... Я сделал только два произвольных и слабых замечания.
Но.
В координатах "Сила" и "Потребление" эта зависимость работает. Если пространство человека более многомерно, то там возникают другие функции.

Reply

Re: небольшой копипаст из себя cannoter November 20 2013, 05:59:24 UTC
Все размерности учесть невозможно. Но это объясняет, почему к власти не приходят люди с совестью. Точнее бывает приходят, но быстро из нее уходят либо добровольно (римский император. Кажется Юстиниан)либо их убирают (об этом хорошо сказано Лео Таксилем в "Священном вертепе".

Reply

Re: небольшой копипаст из себя jalynski November 20 2013, 06:29:38 UTC
Понятно. Но надежда прогресса состояла в "новом человеке", в искоренении "пережитков палеолита в сознании". Этот не только 3-я программа КПСС, но и Евангелие. Это надежда на альтруизм и кооперацию в противоположность эгоизму и конкуренции.

Reply

Re: небольшой копипаст из себя cannoter November 20 2013, 11:38:18 UTC
Стругацкие толже писали об этом. А их фанатики все выспрашивали Бориса (на сайте АБН) про"большую теорию воспитания". К сожалению "искоренение "пережитков палеолита в сознании"невозможно в принципе. Не позволит природа. Об этом скоро выставлю в своем журнале. Что-то типа "Гауссианского распределения людей по нравственности".

Reply

У Стругацких очень насыщенный подтекст b_n_e November 20 2013, 07:06:13 UTC
Может благодаря необходимости обходить цензуру
При этом подтекст иногда всплывает не сразу
Кроме того некоторые ассоциации (скажем пара строк про Арабу или кузнеца) иллюстрировать средствами кино вряд-ли подъемно
Как мне кажется основная тема многих текстов Стругацких близка к той же, что и в "Великом инквизиторе" - тема "лжи во спасение"
Невозможность насильственно загнать в рай, насильственно сменить выработанные этические ценности, необходимость для этого вести поначалу обманом заметно противоречит теме чистых рук и истины в последней инстанции
И теме проводить происходящее с ближними через самого себя
И тут всплывает та же самая, что и у Достоевского "слезинка ребенка"
И понятно, что универсального права и универсального решения тут нет, поскольку несоизмеримо
Нечто похожее всплдывает и у шпионов и у медиков
Хорошая модельная проблема для самовоспитания и понимания принципа: "Не навреди"

Reply

Re: У Стругацких очень насыщенный подтекст jalynski November 20 2013, 07:32:43 UTC
О да.
Я только вбросил два первых подвернувшихся комментария к комментариям.
Нарочито поверхностных и политизированных при том..

Reply

Re: небольшой копипаст из себя vedmed_190 November 20 2013, 10:24:58 UTC
>Кстати да. Фактура Ярмольника больше подошла бы другому персонажу Стругацких - охотнику и шкоде либер Полли.

Вообще-то Герман как раз интересен, в том числе, и подбором, казалось бы, "не тех" актеров - А. Миронов в "Мой друг Иван Лапшин" и Ю.Никулин с Л.Гурченко в "20 днях без войны".

Reply

Re: небольшой копипаст из себя jalynski November 20 2013, 10:45:15 UTC
Я не претендую как-либо уязвить Германа. Гляжу его с уважением. Так - пара заметок. А евреистый Ярмольник - как раз для хитрожопого либер Полли.

Reply


Leave a comment

Up