Leave a comment

iskander_8 January 22 2019, 20:51:06 UTC
"В Гражданскую войну армии «белых» открыто финансировались Антантой."

А вот как Антанта помогала белогвардейцам боевой техникой: Танки Белой армии.
"Использование танков в Гражданской войне тема с одной стороны известная, в советской историографии часто упоминается о наличии танков у белых, а с другой стороны подробностей известно не много. Поэтому интересно посмотреть что из себя представляли танковые части Белой армии и почему такое грозное оружие не привело к успеху Белое движение.

Попытки получить танки от союзников по Антанте предпринимало еще царское правительство, но успехов в этом не достигло. Союзники боялись, что русская армия получив танки может добиться значительных успехов на фронте. Особенно англичан пугала возможность захвата Россией Дарданелл и Босфора.

К девятнадцатому году война в Европе кончилась, бронетехника стала ненужна. Зато в России вовсю полыхала Гражданская война. Тут страны Антанты вспомнили о своем союзническом долге и было решено поставить некоторое количество танков союзной Белой армии.

Больше всего танков было поставлено Вооруженным силам Юга России ВСЮР. Первые танки прибыли в Батуми 13 апреля 1919 года. Это был отряд Королевского танкового корпуса под командованием майора МакМикинга. В отряде насчитывалось 65 человек, из них 10 офицеры. Отряд состоял из 6 танков Мк V и 6 легких танков Мк А «Уиппет». Отряд убыл в Екатиринодар. Там была открыта "Школа английских танков". Обучение в ней прошли около 200 русских офицеров.

Танковые части ВСЮР были самые многочисленные подобные формирования Белого движения. В определенные моменты эти части насчитывали до 74 танков. 27 апреля 1919 года был сформирован 1-й танковый дивизион ВСЮР. Дивизион состоял из 4-х отрядов, по 4 танка каждый. На вооружение отряда имелись в основном британские танки Мк V и Мк А «Уиппет»."

Планы Антанты в отношении танков на 1919 год
"Если британцы к лету и осени 1918 года располагали примерно 2000 танков, а французы имели их в количестве примерно 4000 единиц, то Верховное командование Антанты стремилось довести это количество в 1919 году до более чем 8000 боевых машин для проведения решающего танкового сражения, при этом планировалось иметь 10 000 вездеходных транспортов для перебросок личного состава и снабжения.

Согласно сообщению Шеппарда, Черчилль в качестве министра вооружений в сентябре 1918 года требовал от премьер-министра Ллойд Джорджа формирования танковых корпусов численностью более 100 000 человек, «поскольку танки являются решающим фактором в войне… и предоставляют тактический перевес, без которого лучшие оперативные планы ничего не стоят»."

Белая авиация в годы Гражданской войны
"В советской историографии встречаются различные точки зрения на количество поставленных самолетов, к примеру такие: от 300 до 600 самолетов выделено А.И. Деникину, от 100 до 200 самолетов предоставлено А.В. Колчаку. Последние подсчеты уточняют число полученных самолетов - Белым армиям было всего передано до 200 аппаратов (140 от англичан, 60 от французов)."

"Соотношение сил авиации в большинстве случаев всегда было в пользу Красной армии (см. таблицу № 2). Объяснялось это, прежде всего, преимуществом централизованного руководства РККВФ и возможностью командования РККА распределить авиационные отряды в соответствии с условиями боевой обстановки, перебазируя их с одного фронта на другой.

Табл.2 Соотношение сил авиации на фронтах гражданской войны в 1919-1920 гг."

Военная авиация в Первую мировую войну. Часть 2
"К началу войны противоборствующие стороны имели примерное равенство численности самолетов: Германия и ее союзники - 1418 самолетов, Антанта - 1321. Однако к концу войны этот паритет был нарушен. Темпы производства самолетов в Германии и Австро-Венгрии были ниже, чем у их противников. Страны Антанты в 1918 году увеличили выпуск самолетов примерно в 57 раз, их противники - в 11,5. Примерно такое же соотношение имелось по выпуску авиамоторов и по темпам нарастания их производства. Количество выпущенных моторов практически не превышало число произведенных самолетов. Ресурс двигателя позволял эксплуатировать самолет весь срок его службы."

Reply


Leave a comment

Up