По совету друзей и знакомых, таки приобщился к "Гравитации" Альфонсо Куарона. На данный момент, из обширной авоськи фантастических фильмов вышедших в этом году, он однозначно лучший.
"Гравитация" по существу представляет из себя нечто среднее между фантастикой и производственной драмой на околоземной орбите. Если вдуматься, то что предлагает сюжет [Осторожно, спойлеры!][Spoiler (click to open)]- коварные русские подорвали свой спутник, запустив по орбите поток обломков, который крошит и американский шаттл, и МКС, и китайскую станцию, не говоря уже о спутниках связи и прочих рукотворных объектах. Не иначе процесс инициировал некто в ушанке и с бутылкой водки прилетев прямо из "Армагеддона". В итоге, на орбите все кто не успел драпануть на Землю гибнут, а главная героиня последовательно ищет на еще уцелевших объектах нечто, что подойдет для спуска с орбиты. С шаттлом все? Летим на МКС. На МКС пожар и хаос? Садимся в старый-добрый "Союз". На "Союзе" нет топлива? Не беда, прыгнем на китайскую станцию, которая не подкачает и поможет спастись. В виде финального задания - не утонуть после приземления при затоплении капсулы. И на этом все. Построение сюжета напоминает последовательность миссий в компьютерной игре, вроде какого-нибудь Dead Space, только без монстров.
Когда смотришь "Гравитацию", надо понимать, что такой сюжет служит лишь инструментом, для демонстрации атмосферы и различных космических объектов, сделанных с большой и чистой любовью. "Гравитация" это фильм про атмосферу (если такое слово уместно) холодного и пустого космоса, где человек и все орудия покорения космоса, не более чем песчинки и тлен, которые малейшая случайность стирает в космический мусор хаотично носящийся по орбите втягивая в себя новые тела и обломки. И когда это понимаешь, все становится на свои места. И сюжет и довольно серая мелодраматичность, служат лишь неким довеском для воссозданного мира околоземной орбиты. "Гравитация" визуально и атмосферно выполнена блестяще. Все эпитеты, которые источал ей Кэмерон (а он знает толк в визуализации) правда. "Гравитация" может быть не самый красивый и яркий фильм, но по части компьютерной графики, один из самых реалистичных. Все эти станции, корабли и обломки, они выглядят очень аутентично и правдоподобно, хотя разумеется там есть какие-то допущения и натяжки, которые будут разгромлены специалистами в пух и прах.
В свое время, "Космическая Одиссея 2001" года установила высокую планку качества для демонстрации недалекого будущего космонавтики. Показанные космические корабли и люди в них поражали своей реалистичностью и шедевр Кубрика неоднократно цитировали в последующих работах на тему космоса. "Гравитация" по своему этапный фильм, потому как он не только замечательно показывает то что происходит внутри кораблей или сами корабли, что во многих хороших фантастических фильмах уже было. Он прежде всего показывает то, что происходит снаружи этих кораблей, причем так, как до Куарона никто не показывал. И будущие фильмы про ближний космос, неизбежно будут сравниваться с "Гравитацией", особенно те, которые будут претендовать на реалистичность.
Вообще, тема падения в пустоту, которой отведена часть фильма. отнюдь не нова. Тут можно вспомнить и старый фантастический рассказ (по-моему у Саберхагена) где один из героев длительное время падал в пустоте (в детстве сама ситуация падения в бесконечность воспринималась довольно жутко) и совсем недавний Mass Effect, где командор Шепард погибал падая с орбиты и сгорая в плотных слоях атмосферы. Есть во всем этом нечто философичное, когда человек оказывается один на один с огромной бесконечной вселенной безжалостно указывающей на то, насколько же малы человеческие амбиции и страсти перед лицом мироздания. Но значит ли это, что надо сдаться, предаваясь перед смертью созерцанию величия вселенной, как это делали герои в "Пекле" или же впадать в безумие, как это произошло в фильме "Сквозь горизонт". С точки зрения человека, единственно правильный выход - до конца бороться за выживание, чтобы победить враждебную среду. Ибо только так можно ее покорить. "Гравитация" не заглядывает за горизонт и не посылает людей к солнечному пеклу. Она показывает, что даже освоение околоземной орбиты может представлять из себя борьбу за жизнь сопряженную с различными опасностями, которые обыватель не осознает, привыкнув к рутинным сообщениям, что очередной космонавт N прилетел на МКС.
В эпоху торможения НТР и темпов освоения космоса "Гравитация" вписывается весьма органично, так как в ней нет каких-то оптимистических или фантастических ноток. Она реалистична, так как показывает то что есть на орбите сейчас или же может появится в самое ближайшее время. И при этом фильм демонстрирует, насколько же достигнутый потолок хрупок, когда человеку не до полетов на Марс и Юпитер, а как бы то что есть удержать. Фильм конечно не предлагает поразмышлять о том, почему так вышло, но если вдуматься, то показанное в "Гравитации", это своего рода приговор затормозившему прогрессу, когда один взорванный "русскими иванами" спутник уничтожает 1 корабль и 2 станции, после чего человека смывает с околоземной орбиты.
Где-же те базы на Луне, орбитальные города и станции в пространстве, о которых писали фантасты золотой эры космонавтики, когда вырвавшийся в космос человек, подобно Колумбу врезался в неизведанное и когда мыслители рассуждали о том, как человек разумный станет человеком космическим. Ну а вместо этого, простой космонавт Сандра Буллок (выглядит для своих лет просто замечательно в свои 49) в периодических приступах паники и легкой истерии, пытается сбежать с орбиты на Землю. Немного не того, ждали в 60х годах от освоения космического пространства. Но в этом плане, фильм Куарона вдвойне реалистичен, ибо помимо аутентичной техники, он отражает тот потолок, в который уперлось человечество и который оно пока не в силах преодолеть. Какая Луна? Какой Марc? Тут бы живым на Землю вернуться без дырок от частей спутника в голове. И вот в финале, героиня нетвердо становится на ноги, а в небе проносятся остатки последней сгорающей в атмосфере станции. Довольно печальный дождь из человеческих амбиций и иллюзий по прежнему скованных властью гравитации.
В итоге, у Куарона получился визуальный шедевр о современном околоземном космосе во всей его технической сложности и одновременной примитивности. Этот фильм однозначно стоит просмотра в кинотеатре или хотя бы HD качестве на домашнем экране, так как во всем полноте он раскроется лишь тогда, когда можно прочувствовать его холодную визуальную атмосферу в по своему гениальном музыкальном и звуковом сопровождении. Если же отбросить атмосферу, то фильм как фильм - такой же сюжет можно без труда представить в фильме про какую-нибудь подводную или скажем антарктическую станцию. Но космос по прежнему несет в себе особую магию, придавая даже вполне банальным вещам, нешуточный драматизм. Куарону удалось рассказать вполне банальную историю в небанальном окружении и что главное, красиво все это показать.
На выходе получился один из лучших фильмов 2013 года, который любители научной фантастики будут пересматривать даже спустя многие годы, ибо на мой взгляд "Гравитация" обречена стать классикой научно-фантастического кино.