Пока американцы увязли в Сирийской вопросе, египетские военные продолжают укреплять захваченную власть, которая пока что базируется в основном на штыках, ибо если они отпустят поводья, в ключевых административных зданиях страны окажутся все те же "Братья-мусульмане".
Обезглавив верхушку организации, военные сейчас всячески стремятся загнать крупнейшую политическую силу в стране в маргинес. В условиях разгрома руководящих органов, "Братья-мусульмане" действуют крайне невнятно, в то время как исламистские радикалы, которые раньше критиковали "Братьев-мусульман" за умеренность, получили возможность апеллировать к печальной участи Мурси, говоря, что только оружием можно взять власть по настоящему и низвергнуть армию.
В этой связи, армия как при Мубараке или Мурси, вынуждена проводить полномасштабную войсковую операцию на Синае, дабы ограничить расползающееся исламистское подполье, которое обрело второе дыхание, так как сейчас втягивает в свои ряды множество радикальных сторонников Мурси, которые либо не хотят смирится с поражением "Братьев-мусульман", либо же просто идут мстить за убитых военными родных и близких. Приток новых рекрутов ожидаемо привел к активизации фундаменталистов, поэтому на Синае каждую неделю гремят взрывы (вчера вот штаб военной разведки рванули), убивают солдат и полицейских и стремятся перехватить у слабеющих "Братьев" флаг главной исламской силы в Египте.
Пока что, военные довольно уверенно оппонируют этой угрозе, но в свете вероятно ослабления их власти под влиянием нарастающих экономических трудностей и необходимости ослабить политический контроль путем передачи власти "гражданским", исламисты сейчас играют на среднесрочную перспективу, в то время как армия пытается как можно быстрее силовым путем ослабить вооруженное крыло исламистов.
Проблема в том, что помимо нерешенным экономических трудностей, которые непосильны ни для Мурси, ни для военных, никуда не делась и проблема раскола египетского общества. Любая власть, будь то военная или гражданская, будет иметь непримиримых оппонентов, что в случае с исламистами отягощено религиозным фанатизмом.
Как решить эти ключевые проблемы, пока неясно. Военные лишь законсервировали ситуацию, но давление под крышкой египетского котла будет неуклонно нарастать.
Борьба военных с радикальными исламистами, это прежде всего борьба за сроки такого взрыва. Военные резонно пытаются его оттянуть, исламисты расшатывая местную стабильность, стремятся этот взрыв приблизить, втянув в свою террористическую войну и местное население негативно настроенное против армии. Попутно получилась занятная ситуация - если раньше исламисты с Синая помогали ХАМАС в секторе Газа против Израиля, то теперь кадры идут и в обратном направлении. Собственно сильные позиции исламистов на Синае во многом связаны с сектором Газа, где сосредоточено много стрелкового оружия и потенциальных рекрутов, которые в условиях отсутствия на данный момент войны с Израилем, ищут варианты действия и находят их за границей Египта. Борьба за халифат она ведь интернациональна.
В этом собственно и состоит логика гражданской войны, которая вяло идет в Египте с момента свержения Мурси. Кто победит? В краткосрочной перспективе победят военные, так как у них элементарно больше ресурсов и в открытом столкновении с исламистами они всегда выиграют. Но в средне-срочной - раскол в обществе и ухудшение экономической ситуации играют против военных. В этом плане, исламисты заведомо играют в "длинную стратегию" не рассчитывая победить военных прямо сейчас.
И рано или поздно их попробуют так или иначе отстранить от власти, причем кто бы не пришел на место лидера Египта, будет помнить о судьбе Мурси и если это будет не марионетка военных, то разумеется неизбежны попытки полностью выключить армию из политики для собственной безопасности, хотя делать это придется с оглядкой на исламистов, которые будут ждать своего шанса вернуться к власти и отомстить. Так же стоит предположить, что рано или поздно будут осуществлены попытки покушения на лиц причастных к расстрелам в Каире.
Ну а пока что, египетские солдаты будут бегать за исламистами по Синаю, а те периодически будут подрывать машины и здания. Мировому сообществу сейчас откровенно не до Египта, так что стороны могут заниматься этим довольно продолжительное время. В силу этого, даже после свержения Мурси, счастья в Египте не наступило.