Элизиум

Aug 13, 2013 14:29



"Элизиум" ждал давно, еще со времен анонса, ибо "Район №9" Бломкампа почитаю одним из лучших научно-фантастических фильмов последних лет.
В свое время, при весьма скромном бюджете, Бломкамп снял зрелищный и что главное, умный фильм с социо-культурным высказыванием на тему плачевного состояния современной западной цивилизации и кризиса гуманистического начала в человеке. И хотя он него ждали продолжения в виде "Района №10", он решил снимать другое кино.

image Click to view



В 2154 году мы наблюдаем доведенное до абсолюта разделение на богатых и бедных. Бедные живут на Земле влача жалкое существование, работая за гроши и умирая от голода и болезней, в то время как богачи собрались на космической станции аля Цитадель из Mass Effect и правят оттуда Землей. Управляют они при помощи боевых роботов и управляющих крупных предприятий, где установлены условия труда в духе капитализма конца XIX века.



Схема эта надо признать весьма искусственна, так как в фильме мотивации наличия такой станции не объясняется и выглядит какой-то нелогичной лажей. С тем же успехом ситуация могла быть в духе - закрытый город богатых внутри города бедных, что более реалистично, нежели попытка убежать от бедных в космос. Ну да ладно, будем считать, что автор таким образом взял предельное положение, в котором социальное разделение закреплено максимально формально.



Бедные же стараются прорваться на станцию "Элизиум", дабы пока их не депортировали, успеть вломиться в дома богатых, залезть в капсулу регенерации и вылечить себя или своих детей.
Этим бизнесом разумеется заправляет земной криминал. Такая себе аллюзия на водителей караванов нелегалов из Мексики в США. В виде стены выступают наемники, которые сбивают шаттлы с мигрантами и роботы. которые отлавливают на станции тех, кто долетел.

При этом повисает в воздухе вопрос, почему при наличие капсул регенерации (и излечения практически всех болезней), орды роботов, космических кораблей долетающих с Земли до станции за 20 минут и прочих достижениях науки и техники, развитие человечества в целом остановилось. Нет ни космической экспансии, ни даже попыток более эффективного использования подконтрольного населения Земли. Богатые как таковые вообще не показаны и их мотивация не представлена, за них выступает их прислуга - министры, менеджеры, наемники, которые стоят на страже их интересов. Понять же, почему происходит именно так - из фильма невозможно. По сути то показывают откровенный социальный расизм, но его движущих сил не демонстрируют, кроме изначального разделения на богатых и бедных.



Главного героя зовут Макс и он отсидел за воровство машин, то есть - бывший уголовник на испытательном сроке. Он бы и рад вписаться в систему в виде винтика фабрики, на которой собирают роботов, но в виду крайнего пренебрежения к рабочей силе в духе концлагерей Третьего Рейха, добром это для Макса не заканчивается.



Получив тумаков от полиции и лишившись части зарплаты за опоздание, он попадает по вине своего мастера в камеру с радиационным заражением, в результате чего ему зачитывают диагноз, что жить ему осталось 5 дней, выдают таблетки чтобы сильно не мучался и выгоняет с производства.
Бывший уголовник естественно помирать не хочет и идет к своим подельникам, которые соглашаются отправить его на станцию, если он выполнит для них "одно дельце" - украдет информацию из головы директора завода, на котором главный герой получил производственную травму. Информация заключается в том, что министр обороны "Элизиума", которую играет Джоди Фостер, хочет устроить переворот на станции, свергнув президента, который гуляет на вечеринках и запрещает ей использовать услуги наемников. Для этого она вступает в преступный сговор с директором завода, дабы тот написал компьютерную программу, которая выступит в роли местного Чурова и насчитает правильному кандидату 146% голосов.
По большому счету на этом смысловая часть фильма заканчивается, так как в дальнейшем весь сюжет крутится вокруг банальной беготни за главным героем, который завладел этой информацией.



По схожей схеме был построен и "Район №9", но там все же сюжет был более глубоким и цельным, так что экшн второй половины фильма не придавливал смысловую составляющую. Здесь же, явно заметно, что фильм вышел не про социальное неравенство, а про брутальных мужиков в экзоскелетах с экзотическим оружием. Нарисованный стерильный мир "Элизиума" и трущобы Лос-Анжелеса, просто придавлены  смакованием того, насколько же это круто - носит экзоскелет и что с ним можно делать. И в этом главное разочарование "Элизиума" - он по сути не про неравенство, он прежде всего про высоко-технологические гаджеты, для которых социальные посылы сюжета, служат банальными декорациями. В "Районе №9" было как раз наоборот - там экшн и яростный забег в бронекостюме по свалке к командному модулю "моллюсков, органично дополнял смысловую часть картины. Тут же ближе к последней трети фильма, сюжет и мотивация героев совсем теряется за разудалыми перестрелками и ударами армированных кулаков.



Ближе к концу, фильм дарит несколько фейспалов, связанных не только с плохой актерской игрой, но и с неадекватными поступками героев в духе - надо же что-то делать с главной злодейкой? А давайте Крюгер после регенерации лица сойдет с ума и зарежет ее зеркалом, а его коллеги тоже сойдут с ума и начнут убивать людей, на которых еще недавно работали, зная, что за них выступит орда боевых роботов и живыми со станции они не уйдут. Но их почему то никто не ищет, как не ищут и прилетевших с Земли бандитов. Вообщем не Элизиум, а Хоббитон какой-то. А кто-то еще "Прометей" ругал за нелогичность ряда сюжетных сцен. Это вы еще "Элизиум" не смотрели.



В финале же, после того, как программу запустили, герой умирает, переписав всех бедняков Земли в "граждане Элизиума", ввиду чего их теперь не могут бить боевые работы и могут лечить роботы медицинские. И тут хочется сказать - и что? Такое же положение вещей сложилось не потому, что программа не правильная, а потому что богатые так решили. Но так как богатых в фильме не показывают, а часть обслуги перебили, то некому ответить на вопрос, а что же дальше то будет в этом стерильном мире? И в этом еще один лютый фейл "Элизиума", который провалился в банальное ничего, от которого конечно никто не будет ждать продолжения, в отличие от того "моллюска", который улетел на 3 года и обещал вернуться в "Район №10", пока главный герой жрет кошачий корм на свалке Йобурга.



Кстати, Шарлто Копли, блестяще сыгравший мутировавшего Викуса в "Районе №9", в "Элизиуме" выступил в роли наемника Крюгера - копии того самого деятеля, который охотился на него по свалкам и трущобам Йобурга. Тут он тоже не подкачал, максимально постаравшись вдохнуть жизнь в достаточно картонного персонажа. Персонаж конечно дурацкий, но благодаря Копли запомнился. Остальные же никак - серая посредственность. Ну разве что Фихтнер в роли директора фабрики ничего, но там и роль скорее эпизодическая.



С визуальной точки зрения, "Элизиум" великолепен. Бломкамп просто взял наработки "Района №9" и умножил из на 3. Бломкамп в этом плане состоявшийся мастер, который умеет показывать графику и эффекты с налетом подлинного реализма, постигнув вершины псевдо-документального стиля. В его гаджеты и технику вполне себе веришь - что да, такое может быть и оно будет работать примерно так.



Теперь вместо инопланетного бронекостюма - свое превосходство над обычным человеком демонстрируют люди в боевых экзоскелетах и дройды. Сразу видно, что автору тема человека в экзосклете очень нравиться, так как вокруг нее построена большая часть фильма в ущерб основному сюжету.
Фантазия в плане футуристического оружия так же продвинулась вперед - на смену специфическому оружию инопланетян, пришли различные диковинные стволы с разнообразными эффектами, ввиду чего перестрелки обрели особую зрелищность, за счет необычных свойств некоторого оружия. Довольно редкий случай, когда графикой в современном кино можно удивить.



Декорации представлены как мусорными свалками и фавелами в стиле "Района №9", так и техно-индустриальной застройкой в духе "Mass Effect", особенно на самой станции.
Интерьеры, корабли, панорамные съемки - все сделано очень качественно, хотя нельзя не отметить, что мир "богатых", получился стерильно глянцевым и не живым, в отличие от мира "бедных", который списан с натуры.



В итоге, "Элизиум" при всем своем визуальном великолепии и попытках что-то сказать на тему социального неравенства, стал серьезным разочарованием.
В отличие от "Района №9", автор не смог сохранить баланс между экшеном и сюжетом, который оказался придавлен "бессмысленной голливудщиной" в худшем смысле этого слова, плюс автор излишне увлекся смакованием технических деталей и гаджетов примерно как ребенок дорвавшийся до холодильники с мороженным. Для режиссера это был самый большой бюджет в его жизни и будучи во многом "заклепочником", он оторвался на все деньги, сделав сюжет лишь довеском.

Понятное дело, что как "кино-развлечение", где как говорят некоторые "можно отключить мозг", и так сойдет, но от "Элизиума" ждали совсем не этого. Однако яркого бичевания пороков современного общества и сатиры на него, как это было в "Районе №9" в "Элизиуме" практически не оказалось. Это прежде всего качественно сделанный научно-фантастический боевик, с слабым сюжетом, в котором полностью слиты линии антиутопии. А ведь вытяни авторы сюжетную составляющую хотя бы на уровень "Района №9", это мог бы быть вполне себе фильм года. Но получился зрелищный проходняк - кроме Крюгера, экзоскелетов и эффектов стрельбы фантастического оружия, вспомнить по итогам просмотра особо нечего.



Лучше бы "моллюск" вернулся, а вместе с ним и смысл.

Шарлто Копли, кино, Район №9, фантастика, Бломкамп, Элизиум, антиутопия

Previous post Next post
Up