Памяти Олега Попова

Nov 04, 2016 14:09

Оригинал взят у george_smf в Памяти Олега Попова
Олег Попов - прежде всего Образ. Один из самых обаятельных и лучезарных во всём советском культурном наследии. Как и Миша Олимпийский В.А.Чижикова, он не мог не привлечь внимания мультипликаторов.

Однако единственным (по-видимому) прямым контактом Олега Попова с «Союзмультфильмом» стала работа над сценарием «Олег Попов на Луне», который собирался ставить Борис Петрович Дёжкин в 1960 году. Приведу здесь небольшой фрагмент из своей наполовину написанной, но не опубликованной биографической статьи о Б.П.Дёжкине.

В 1960 году для Дёжкина разрабатывался сценарий двадцатиминутного фильма «Олег Попов на Луне». Авторами выступали Владимир Ангарский, Анатолий Викторов и сам Олег Попов. В этой работе Дёжкина привлекал цирковой материал, который, как и спортивный, был ему чрезвычайно близок. Авторы написали не менее шести вариантов сценария, один из них был вынесен на обсуждение худсовета. Сюжет отражал как мировую славу Олега Попова и советской цирковой школы, так и популярность космической тематики, предчувствие скорого покорения космоса человеком. В нём обыгрывалась модная космическая и лунная «экзотика» (спутники, съёмка обратной стороны Луны, многоступенчатая ракета, три космических скорости, невесомость, метеоры, лунная пыль, контраст температур, отсутствие воздуха, малое притяжение, лунные цирки и т.п.). По форме текст напоминал сценарий сюжетного циркового представления с участием Олега Попова и других артистов советского цирка. Рассказ о путешествии клоуна на Луну и данном там астронавтам представлении строился как серия реприз, обогащенных возможностями мультипликации. Некоторые эпизоды сценария пародировали известные номера из репертуара Олега Попова, усиливая их эффект благодаря условиям невесомости или малой силы притяжения. В один из вариантов сценария был введён даже сатирический эпизод. Казалось, сюжет с обилием щедро и изобретательно придуманных гэгов и реприз был очень перспективен для реализации таким мастером, как Дёжкин. Однако этот замысел таил в себе многие опасности, отмеченные членами худсовета и самим режиссёром. Не учитывалась разница специфики циркового и мультипликационного трюка, возникала угроза потери обаяния при переводе маски Олега Попова в рисунок, были заметны отсутствие в сценарии единой мысли, сквозного действия, внутреннего развития, мотивировок и драматургического подхода в отборе и построении реприз, недостаточная гиперболизация трюков. На худсовете высказывались предложения о целесообразности постановки сценария средствами игрового кино, с использованием возможностей комбинированных съёмок. В сценарии действовал живой, узнаваемый артист, но не было поправки на трансформацию натурного героя в рисованный образ. Дёжкин, осознавая эти риски, не нашёл приемлемого решения для реализации такого сюжета и от продолжения работы отстранился, с экземпляров последних вариантов сценария его фамилия исчезает. Эта постановка не состоялась, хотя контакты Олега Попова с Дёжкиным с очевидностью отразились позже в телефильме-концерте «Солнце в авоське».

Тем не менее, маска Олега Попова использовалась мультипликаторами многократно. В СССР имя Олега Попова было синонимом понятия «клоун», и необходимость изобразить клоуна в фильме решалась проще всего обращением именно к его образу.

Так было, например, в «Бабушкином зонтике» Л.И.Мильчина (художник-постановщик Тамара Полетика):




В картине Д.Н.Бабиченко «ТриМПу в цирке», богатой на фактурные эксперименты, Вячеслав Назарук изобразил знаменитую маску в виде аппликации:




В фильме были использованы и натурные съёмки одной из реприз Олега Попова:




Конечно, не мог пройти мимо образа своего знаменитого однофамильца Владимир Попов (фильм «Верните Рекса»):




Для советских детей желание стать клоуном автоматически дополнялось фразой «как Олег Попов». Что отразилось и в «Бабушкином зонтике», и в «Волшебной палочке» сестёр Брумберг:




В иллюстрациях Евгения Мигунова к клоунадам Владимира Лифшица школьники-исполнители также примеряют на себя маску «солнечного клоуна»:




И так же поступает герой диафильма Евгения Мигунова и Константина Карпова «Моё сочинение» по сценарию Иосифа Дика:






Говорят, Олег Попов завещал похоронить себя в клоунском костюме. Заход солнца намечен на 7 ноября. Впереди - полярная ночь…
Previous post Next post
Up