Я хочу вспомнить сама и напомнить другим о замечательном человеке - советском актере театра и кино, Народном артисте СССР Николае Константиновиче Черкасове. 27 июля исполнилось 113 лет со Дня его Рождения.
Слава и заслуженные почести от современников его не миновали. У него внушительный список государственных наград и премий - Народный артист СССР, лауреат 5 Сталинских премий, Ленинской премии, премий на кинофестивалях, в том числе зарубежных, кавалер 5 орденов и кучи медалей. Его профиль увековечен на одном из высших орденов СССР - на Ордене Александра Невского, которым награждали полководцев советской армии.
В списке его работ 45 ролей в кинофильмах. Первые роли - ещё в немых. Три роли в телефильмах. Но главным делом его жизни был театр. Начинал он мимистом в Мариинском театре в 1919 - такими ролями, как например, Злой Гений в балете «Лебединое озеро» , последняя его роль - скупой рыцарь в «Маленьких трагедиях» в его любимом театре имени Пушкина.
Чем для него была его работа в театре и кино, можно понять из рассказов Сергея Эйзенштейна о съемках фильма «Иван Грозный». Черкасов был так увлечён игрой, что не мог остановиться по отмашке режиссёра, и продолжал сцену, хотя Эйзенштейн уговаривал его не тратить зря силы и энергию. В конце концов режиссер смонтировал фильм «Захваты после „стоп“, или Куда идет творческая энергия народного артиста», в который включил кадры игры Н. Черкасова, продолжавшейся уже после команды её прекратить. Об этом написала жена Черкасова в своей статье «Черкасов и Эйзенштейн» в сборнике «Эйзенштейн в воспоминаниях современников».
Во времена моего детства/ранней юности фильмов в СССР выходило не так уж много, но могу твёрдо сказать, запомнила игру Черкасова я отнюдь не из-за этого. Я и сейчас могу легко восстановить в памяти образы, созданные им в тех фильмах, которые я смотрела.
Конечно, мне могут возразить, что Александр Невский, Иван Грозный или Дон Кихот - такие роли трудно забыть, но я также легко вызываю перед глазами сцены с царевичем Алексеем в фильме «Пётр Первый», вижу Паганеля в «Детях капитана Гранта», Билли Бонса в «Острове сокровищ» или Черкасова - Павлова в «Депутате Балтики». (Какой диапазон созданных образов!)
Но фильм, который действительно меня потряс (может быть потому, что впервые заставил меня - ещё подростка - задуматься о смысле жизни и смерти), это экранизация пьесы С. Алёшина «Всё остаётся людям». Роль академика Дронова была последней серьезной, и я считаю, знаковой ролью для Черкасова - он умер вскоре от серьезной болезни сердца, как и его персонаж. И так же как его герой, Николай Черкасов отдавал всё своё сердце любимой работе и людям.
Как коммунист, он тащил на себе очень большую общественную работу - кроме всего прочего, был, как и его герой, депутатом Верховного Совета РСФСР, а позже - СССР. Однажды он подсчитал, что как депутат принял (выслушал, отреагировал) 2 565 человек, у каждого из которых была какая-то своя беда/нужда. Вот один из таких эпизодов, о котором не знали даже его близкие:
«Однажды во время депутатского приема к Николаю Константиновичу ворвалась женщина с тремя малышами. Водрузила детей на стол и заявила, что ей негде и не на что жить, а потому детей она оставит прямо в кабинете. Черкасов посадил семейство в свою черную "Волгу" и поехал по чиновникам. И пока не устроил мамашу с детишками, дело это не оставил. Георгий Товстоногов писал, что если можно было бы собрать в одно место всех, кому когда-нибудь в трудную минуту жизни помог Николай Константинович, пришлось бы арендовать стадион».
Источник.
Что оставил Николай Константинович Черкасов людям? Свои роли, своё творчество, о котором он написал 4 книги. Благодарный след в сердцах людей, которым он смог помочь, в сердцах его учеников и близких, в сердцах своих зрителей. Ну а наш долг - долг наследников - помнить и чтить… И думать о том, что оставим людям мы.
Фото с сайтов
http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/4724/bio/ и
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=556