Бог Войны

Nov 19, 2015 20:29


Артиллеристы, Сталин дал приказ!
Артиллеристы, зовет Отчизна нас!
Из сотен тысяч батарей
За слезы наших матерей,
За нашу Родину - огонь! Огонь!
1943 год.


Сегодня в моей семье два праздника: День Рождения мамы и День Артиллерии - праздник моего отца. Артиллерия - бог Войны, так сказал Сталин. А артиллеристы тогда - его жрецы. Давайте посмотрим, каково это было - служить такому богу на войне.

Мы всегда всей нашей большой семьёй отмечали эти два праздника. Сейчас нас осталось гораздо меньше, но всё равно, мы с моей сестрой и дочкой обязательно собираемся в этот день и вспоминаем наших родителей. Про маму я напишу отдельный пост. А сейчас немного расскажу о том, как воевал в Великую Отечественную в артиллерии мой отец.

Это не первый мой рассказ о том, как он воевал. За свои военные подвиги командира тактической батареи он получил два ордена и медали. Если моим читателям станет интересно, они пройдут по ссылке и прочтут, за что отец получил боевой «Орден Красной Звезды» и «Орден Отечественной войны» второй степени. Но всё это я узнала из наградных листов. А вот что помню именно я?

Отец, конечно, рассказывал о войне - ведь у него росли сыновья. Ну, дочери тоже слышали эти рассказы. Что же запомнилось мне? Увы, гораздо меньше, чем мне сейчас бы хотелось. Но ничего не вернешь...

Хорошо помню его рассказ о том, как его распекал штабной офицер, нагрянувший с проверкой. Было задание занять высотку, чтобы контролировать местность. Офицер приехал, глянул и начал орать. А отец ему отвечает: «Вы не видите пушки, и фашист их не увидит, потому что мы хорошо окопались и замаскировались». И подвел его к орудиям. Дома отца ждали четверо детей. Он должен был вернуться живым сам и сберечь своих бойцов, которых тоже ждали близкие.

Помню рассказ, как им в осеннюю распутицу приходилось буквально на руках втаскивать свои орудия на высотки под огнем противника, потому что лошадей поубивали немцы. Ноги расползались, колеса вязли в грязи. И уж тут было не до разборок, кто рядовой, а кто командир. Впрягались все.



Это уже не отцовская фронтовая фотография, как та, что я поместила в начале своих заметок (кстати, я не написала, что отец - крайний слева),  но она хорошо иллюстрирует его рассказ о нелегких фронтовых буднях «жрецов» бога Войны

Ещё помню смешной рассказ, как отец, не ходив в атаку или разведку, тем не менее, ухитрился взять в плен двух немцев. Это было уже в Германии. Наши очень быстро наступали, а противник в беспорядке отступал, и рядовые фрицы плохо ориентировались, где свои, а где чужие. И вот отец с кем-то из подчиненных шел по леску, выбирая место для батареи. И вдруг под кустиком увидел присевших по нужде немцев. Не растерявшись, он направил на них (вот только не помню, был ли это автомат или офицерский пистолет, увы мне) оружие и заорал: «Хенде хох». Те так быстро вскочили с поднятыми руками, что штаны с них свалились, и уж точно, оказать сопротивление они не могли (а может, и не очень хотели).

Вот и всё, что помню я лично. Не густо. А ведь я очень любила отца и сама была его любимицей - как-никак намного младше всех остальных детей, которые уже подросли и норовили выпорхнуть из родного гнезда. Поэтому мне хочется сказать всем, не уставайте расспрашивать и внимательно слушать, а лучше записывать, рассказы свои старших - родителей, бабушек, дедушек. Они уходят от нас, но память должна остаться.

долг памяти

Previous post Next post
Up