Есть три момента, которые делают толстый (на 412 страниц) роман исключительно симпатичным для массового читателя.
Первый: его герои - безусловные горячие патриоты России, которые и действуют, исходя из этого яркого и мощного чувства.
Второе: роман написан демонстративно просто и динамично с кучей вкусных эффектных сцен, словно бы напрашивается на экранизацию и превращение как минимум в увлекательный исторический телесериал. Автор смело решил упростить литературный язык в ущерб солидности прозы и намеренно избавился от витиеватости «исторического художественного стиля», чтобы понравиться поколению людей со смартфонами, вечно бегущему и закрывающему нервным кликом страницу инфопортала, если там пошли «длинноты». Сюжет быстрый, подробности второго плана исчезают либо игнорируются, связки-мостики действий объясняются двумя-тремя фразами… вперед, только вперед, читатель!
Третье: очень уж интересный исторический фон и место действия - оккупированная французами Москва, 40 дней Наполеона в Первопрестольной и партизанская война, в которой есть место и разборкам с внутренними негодяями, и с внешним врагом.
Аристократы, русские солдаты и офицеры, воры и бандиты, мародеры-убийцы и их безропотные жертвы, французские, немецкие и польские военные, Великий Пожар Москвы, грабежи, ночные вылазки против супостата (удивило, что - факт - за 40 дней оккупации Москвы неприятелем он потерял тут 20 тысяч военных - убивали в гигантской столице захватчика бойко, да и сами гибли бессчетно). Апофеозом - спасение Кремля от уничтожения, сведение счетов с предателем, получение главным героем воинского звания, реабилитация, начало службы в военной разведке.
«Война в Крыму, все в дыму»? Слишком накручено и цветасто, скажет эстет. Да, соглашусь, мировой классикой книга не станет. Но, начав читать с любопытной брезгливостью (кто этот автор, что за клюква а ля рюс развешана), незаметно увлекся и в пару дней без отрыва прочитал до конца. Наверняка историки и дотошные знатоки найдут и несоответствия историческим фактам. Но то, что Николай Свечин активно использует старые названия, прозвища, забавные народные присказки, которых я не встречал ранее (а почитал я немало, что много любопытных ссылок-пояснений (меня заинтересовало, например, что жители России той поры по привычке называли своих пехотинцев мушкетерами, хотя мушкетные полки стали «пехотными» в 1811 году) - это понравилось.
Москвичам будет особенно любопытно узнать, какой Москва была до Великого Пожара 1812 года, и прочитать в эпилоге, что именно благодаря ему Москва избавилась от прежнего «мусорного» вида и стала застраиваться более-менее современно.
В общем, роман Николая Свечина «Московский апокалипсис» - настоящий патриотический исторический роман, который пускай и не дотягивает до эпосов Алексея Иванова («Золото бунта», «Сердце Пармы»), но точно найдет своего благодарного читателя, слегка «объевшегося» однотипными историческими романами писателей-многостаночников и их литературных негров…
Евгений Левик