Начать, наверное, нужно с того, что в отпуск надо было давно и принудительно, причем желательно с максимальным удалением от постоянных мест обитания, чтобы ни работа, ни прочие привычные вещи не дотянулись с гарантией. Я вяло попыталась пасть на хвост к одним друзьям, или найти идеи попроще, но
Проект "Штандарт" внезапно выложил свои планы до конца ноября, и их вариант с датами и местами показался черррртовски привлекательным.
Я о Штандарте думала уже года два, но как-то все не складывалось, то не было денег на нормальную поездку, то сил, то еще чего-то, зато удалось отправить разведчика.
sovenok_ съездила раз, потом еще раз, и ещё, и стало понятно, "надо брать".
Резвенько подобрали жилье и билеты, оформили визы, договорились о просмотре за живностью (спасибо
evassanna) и приготовили увлекательный план.
Сутки в Риме, прилететь днем, осмотреть всё, что можно успеть осмотреть и пасть спать, утром электричкой в порт Чивитавекью, там сдаться на корабль, 9 дней безумия на корабле (ну кто его знает, получится, не получится, понравится, не понравится...) с остановками на Корсике, высадка в Геную, сутки на осмотр города и домой. Ну и что из этого плана вышло?
Вышло, в сущности, практически все.
Для начала
sovenok_ обрадовала, что ее душа поэта не вынесла, и тоже записалась на тот же этап. А знакомое лицо в незнакомой обстановке мне лично добавляет много много к уверенности в собственных силах и преодолимости невзгод!
За день до, я лихорадочно дособирала вещи, доделывала работу, которую, конечно, никак нельзя было сделать в другое время, и думала, что моя задача всего-лишь дожить до утра, а там будет Отпуск, самолет и все, план расписан, нужно просто ему следовать и отдыхать. Давненько, короче, у меня не было предпоездочного мандража.
Долетели без происшествий, забросили сумки в отель и побежали осматривать Рим. Хорошо смотреть город полубегом, без экскурсионных туров и навязчивых остановок в самых самых толпливых местах. Успеваешь посмотреть не только на туристов, но и на сам город. Рим расхвалят и без меня, а я скажу только, что он удивительно живой и совершенно не застрявший в своей истории, доброжелательный и славный. Под самый вечер успели забежать на территорию Ватикана, ни очередей, ни особых препятствий, а собор святого Петра, конечно, поражает и размерами, и атмосферой... В целом, уже с площади понимаешь, что вот тут ты действительно в столице, причем не одной из многих, а единственной и неповторимой, в центре земли для огромного количества человек. Место совершенно не ощущается намоленым или упорото-религиозным, но очень живое и дружелюбное. Постоянно вспоминалась Догма с ее "Католичество это круто". Купили открыток и марок, естественно, с Папой, марки можно было смачивать на специальной подушечке, но мы не удержались и родили мем "лизнуть Франциска". (Кстати, вы знали, что он выпустит, ололо,
свой альбом проповедей на музыку прог-роковой команды Le Orme?? теперь знаете! Католичество это круто!)
Основной план путешествия качало и штормило, за неделю до старта выяснилось, например, что Штандарт будет стоять вовсе и не в порту Чивитавекьи, а гораздо ближе к Риму, но совершенно в другом направлении - в порту Остии. Ну и утром следующего дня мы поехали к кораблю..
- А это что за такая косая штука сзади?
- Это бизань, и для неё это нормально!
А далее у меня есть более-менее походовые заметки, ну и пусть будут они, без особой редактуры:
Ещё подьезжая к марине, становятся завораживающе-заметны мачты и реи Штандарта с подобранные парусами, кругом только столбы-мачты современных яхт и яхточек, а тут на горизонте торчит Такое! Вблизи корабль оказывается до крайности естественным и, видимо сказалось пара экскурсий по зарубежным парусникам-музеям.
Нас поселили в квартердеке на гамаки, обещая, что с непривычки при качке так полегче, чем в кубриках, и, пожалуй, здесь действительно хорошо, включая отличную продуваемость свежим воздухом.
Погуляв по окраинам марины, напоследок, купили сыру в местной лавке, где продавщица с каноническими итальянскими интонациями и возаглсами "мамма мия!" предлагала покупателям копченого мяса на пробу, вернулись на корабль и влились в процесс портового приёма туристов.
Поздоровался, улыбнуться, сообщить на паре языков и пальцах стоимость входа на корабль, отсчитать сдачу, пропустить по трапу, выпустить с корабля обратно. Попросить оставить самокат, помочь сойти, отсчитать сдачу, улыбнуться, попытаться ответить на хитрые и не очень вопросы, и вот, пять часов вечера. Закрываем корабль от туристов, и очень стараясь не мешаться, поскольку я-то ничем помочь пока не могу, смотрю как команда отдаёт швартовые, вытягивает кранцы, и меееедленно, под движком, Штандарт выходит из марины.
Кроме нас с В, новичков мало, одна девушка, регулярно работающая на верфи в Питере и хорошо знакомая с гичками, и мужчина, чуть ли не купивший поездку через Чиптрип. Остальная команда это или постоянный экипаж, или ребята, которые прошли уже не один и не два этапа. Всего на сейчас на корабле набирается 16 человек, причем баланс мальчиков-девочек соблюден идеально ;)
Разбиваемся по вахтам, попадаем с
sovenok_ в вахту фока. Теперь наше рабочее время с полуночи до четырёх утра, и с полудня до 16 дня. Сразу после вахты наступает 4 часа подвахты, ночью, если нет нужды, можно спать, а днем приборка по расписанию.
Ужинаем, и коллеги по вахте настоятельно отправляют нас спать до полуночи. Немножко придремала, хотя назвать это полноценным сном наверное было нельзя. И в 23-50 по будильнику выбежала на полуют. Как сказала одна из девушек, при распределение вахт, "все звезды наши", и это действительно так. Периодически падают метеоры, яркие и не очень. Никогда раньше не видела падающих звезд, думала, ужасная редкость, а тут в час парочка пролетает только в путь! А вот ветра почти нет, и прогнозы, увы, не очень радуют.
Часа через полтора вахтенный офицер командует, и мы под руководством любого опытного соседа ставим нижние паруса, фок, грот и бизань. Пока весь толк от меня - если дать в руки верёвку и сказать "травить" или "набирать", ну и быстро учусь фиксировать верёвку - закладывать на нагель, а в остальном, кажется, больше путаюсь под ногами.
Паруса установлены, и вот мы уже движемся с невероятной скоростью в полтора узла. (сарказм).
Наступает время постоять за штурвалом. Дада, на Штандарте никого не обидят, даже если ты первые сутки стоишь на палубе! Твоя вахта? Твоё время? Рули!
Идём медленно, реакция на каждое движение наступает ещё медленнее. А инерция неумолима. Учусь ориентироваться по расположению береговых огоньков относительно такелажа, вместо цифр навигатора. Примерно через час получается веселей и крутить штурвал приходится все реже, но ветер стихает и скорость падает до хорошо если половины узла.
Наша вахта заканчивается, в 4 утра нас сменяются сонные товарищи, и, поскольку авралов не планируется, мы уходим досыпать.
Просыпаюсь от звонка к завтраку, для пущей радости и для скорейшей интеграции сегодня наша вахта дежурит по камбузу. Это значит график графиком, а раз в 4 часа положено кормить экипаж. Завтрак уже готов, а дальше надо будет включаться в процесс, и не так страшно мыть посуду, как готовить на 16 лиц, и по объёму, и чтобы все довольны были.
После завтрака построение, и капитан объявляет, что в 11 часов будем снимать промо-видео, а значит массово полезем на грота-рей. Пока это звучит завораживающе и воодушевляюще, но уже к 11 и к моменту влезания в обвязку становится страшновато.
Краткий инструктаж как лезть, за что хвататься, а за что не надо, и вперёд! Сразу выше грота-рея и на нем самом есть страховочные троссы, а вот сначала по вантам лезешь без страховки. Вроде безопасно, уклон положительный, ванты широкие и лезть удобно, пока не думаешь, что падать-то довольно высоко. Стараясь не смотреть вниз, доделаю до рея, встегиваюсь в страховку, немного легчает.
Однако, перемещаться по самому рею тоже то ещё удовольствие. Тросик для рук прилажен довольно плотно, штуки для ног (перты) перекашивает от каждого шага твоего, или соседа. Сейчас нет ни ветра, ни волны, условия более чем тепличные, а как же все то же, но в условиях годных хотя бы для адекватного перемещения парусного судна?
Стою на грота-рее, разглядываю рыбок внизу, проплывающме бревна, обсуждаем, как весело было аутентичным морякам, не умевшим плавать. Отличный выбор, прыгать в воду или падать на палубу если вдруг что. С моей точки в принципе даже есть выбор, кажется. Я точнехонько над бортом. Чуть левее - будет шмяк. Чуть правее - бульк. Усердно держусь.
Минут 5-7 болтаемся там, наверху, потом начинаем снимать промо. Руками забираем парус к себе поближе, а потом по команде надо его отпустить, и он вроде бы должен будет красиво раскрыться. Затягиваем парус -тяжелююююющий, хвататься за полотно не очень-то удобно, и я радуюсь, что стою ближе к ноку, все меньше паруса тащить.
Наконец, капитан даёт команду на коллективное "отпустить парус и помахать ручками, и он действительно раскрывается! Где-то тут меня настигает понимание, что кажется да. Это я. На паруснике. Деревянном. Ну. таком, с парусами. Он ими не для красоты пользуется! Они работают!!!
Раз уж народ уже наверху, решено распустить грот-марсель. Это значит надо вернуться к мачте, подняться ещё выше на следующий рей, отпустить верёвки, которыми подобран марсель и уже сам, или сразу помогут, он раскроется. Решаю попробовать долезть, благо, начиная от грота-рея и выше везде есть страховочный тросс.
Сначала надо добраться до марсовой площадки, и это снова ванты, но на этот раз под отрицательным углом. Страховка успокаивает, но руки предательски трясутся. Забираясь на саму площадку, важно не наступать на её "бортик", говорят, он хлипкий, но это очень трудно сделать, он выглядит ужасно естественной ступенькой. Вылезла на площадку, поняла, что обошла следующие ванты с неудачной стороны и долго перестраховывалась на нужную сторону, и где-то тут наверное силы и смелость покинули меня. Наверх до грот-марсель-рея новые ванты. Узкие и потому они пытаются болтаться по вертикальной оси, долезаю до первой трети примерно, и руки затряслись совсем уж невыносимо. Приняла ответственное решение не геройствлвать, тем более, там успешно справились и без меня. Для первого раза, наверное, не очень стыдно не долезть.
Пока спустились, пока пообедали, а тут и время нашей вахты. С ветром все ещё так себе, хотя добавив марсель, мы все чаще идём честные полтора узла, а иногда и два. Капитан и офицеры решают купаться. Вода 18 градусов. Брасопим (разворачиваем по горизонтальной оси) паруса в бессмысленно положение, чтобы не плыть за кораблем, вывешиваем штормовой трап, и народ начинает массово нырять с борта. Йухуууу, запомним это, купалась в Средиземном море 8-ого ноября.
Вода приятно прохладная. А на борту палит солнце. Пока нанырялась - качественно промыла всю носоглотку. Солёные ванны! Немного потюленили на палубе, а тут и вахта закончилась. Ну чисто курорт!
Новичкам устроили часовой инструктаж по такелажу. Все предельно прагматично, понятно что и зачем, но из-за разнообразия названий и процедур в голове укладывается плохо и медленно, а тут надо уметь быстро находить нужную верёвку и соответственно образом её обрабатывать. У меня пока основная проблема с "находить нужную".
Дует по-прежнему слабо и чтобы двигаться хоть как-то мы почти весь день ползли прямо в сторону берега, но осталось всего 3 мили, да и нам бы в другую сторону, так что запланирован хитрый маневр, поворот оверштаг. Мы развернули паруса так, чтобы сначала нас весело толкало в корму на поворот, в потом, соответственно довернуло ветром в нос. Это как минимум три манипуляции с одним только фоком. Аврально вызываются на борт все вахты и под команды офицеров, корабль таки разворачивается. Такая громада, и по сути основной двигатель разворота тут именно ветер, руль для коррекции... Впечатляет.
Ловим ветер в другую сторону, По плану мы доползаем до тени острова, собираем паруса и становимся на якорь. После всех сегодняшних инструкций дёргание за верёвки начинает обретать логику и смысл, а тут и время ужина.
Далее провал в памяти, все стерто горой перемытой посуды.
В 9 часов отправляюсь спать, и поскольку стоим на якоре, в обычное время выходит не вся вахта, а один дежурный. Час наблюдает за кораблем, после чего будит следующего и так до утра...
Продолжение следует.