Помнится, еще в октябре обещала я Тане написать о том, как проходят наши поиски детских центров и на чем мы в итоге остановились. Видимо, мой пост дозревал-дозревал и созрел лишь к концу декабря))) Вот такой у меня замедленный темп перевода из стремительно меняющегося воображаемого мира в реальную действительность. Ну-с, начнем, наконец.
Все началось с того, что по возвращению с дададачи, я начала активно задаваться вопросом продуктивной организации нашей с Глебиком жизни, поиском душевного и, конечно, идейного (!) места, где мы могли бы получать знания, хорошо проводить время, заниматься творчеством, вдохновляться, встречаться с интересными людьми - одним словом, губа не дура, критериев у нас много). В итоге оказалось даже слишком много, потому что из всего, что соответствовало этим критериям, было найдено по отзывам лишь два места: это -
http://www.23tm-studia.livejournal.com и вот это:
http://www.magichild.ru/adress.htm. Однако в связи с их территориальной отдаленностью, оба они, к моему горькому сожалению, отпали сами собой. Тогда пришлось перейти к плану Б и искать студию по принципу пространственной доступности. Тем более что район у нас молодой, заселен преимущественно молодыми семьями с детьми, так что я была уверенна, что подходящий вариант должен быть найден. Ха-ха!
Первый центр, куда мы отправились на занятия, «какой-то там ребенок» был наиболее распиаренный внешней рекламой, 10 мин. пешком, стандартно обклеенный бумажными деревьями на стенах и расписанием мероприятий и в целом оказался не таким уж и плохим, на тот случай, если тебе надо просто сменить обстановку и дать ребенку пообщаться в других обстоятельствах с другими детьми - то есть, своеобразная «детская площадка в ограниченном бетоном пространстве». План занятия достаточно стандартный: приветствие в кругу, гимнастика под Железновых, творческая часть (лепим, рисуем и т.д.) игрища (понятно, что самыми разнообразными игрушками без особого отбора) и прощание с выданным печеньем в конце. Надо сказать, что обстановка была очень свободная, ведущая не только ничего не запрещала детям, но и вообще никак не вмешивалась в действия ребенка и мамы (а иногда ох как надо было бы) и не комментировала происходящее. Понятно, что никакой ИДЕЙНОСТИ в месте с бесконечно обновляемым составом группы и речи быть не может, народ приходит туда очень случайный и каждый просто развлекает своего ребенка.
Наш второй клуб назывался многообещающе - «Солнечный город» и работал, как было заявлено, «по системе Монтессори», против которой я в общем-то ничего сильно против не имею, но особого и…ммм… тепла что ли, для меня в ней тоже нет, хотя, бесспорно, активное наблюдение и выбор ребенком разнообразной развивающей деятельности - это хорошо и продуктивно, особенно лет до 2, 2/5, когда и зоны эти уже более-менее освоены и от родителя требуется более активный пример деятельности. Но уж слишком, на мой взгляд, одиноко выпирает здесь это стремление к «БЫСТРОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА»… а это так мало. Короче, практически ничего этого, кроме громких заявлений в «Солнечном городе» не было. А была маленькая комнатка, метров 12 (а мы помним, что в системе Монтессори содержание пространства - это главная фишка!) со стеллажами по периметру, на которых стоят подносы с разными игрушками-развивалками. Мы пришли, познакомились в кругу, сделали небольшую разминку мин.на 10 под устное сопровождение без музыки. А потом, когда деткам РАЗРЕШИЛИ, именно так, подойти к стеллажам (до этого все их попытки кончались только плачем) начался ад… вместо «активного наблюдения» ведущий психолог (лучший в их центре, как нам сказали) жестко и категорично стал УЧИТЬ детей их правилам: ребенок выбирает игрушку - «НЕТ, НАДО СНЯТЬ СО СТЕЛЛЛАЖА И ПРИНЕСТИ НА КОВЕР И ТАМ НАЧИНАТЬ ИГРАТЬ!», она относится на ковер, пирамида ломается за пять секунд и деть бежит взять еще что-нибудь, но не тут-то было - ведущая останавливает ребенка и говорит: «НЕТ, СНАЧАЛА УБЕРИ ПИРАМИДКУ, А ПОТОМ МОЖНО БУДЕТ ВЗЯТЬ ДРУГОЕ». Замечу, что самому старшему в группе 1,5, а Глебику 1,4. Дети, понятное дело орут, падают на ковер немного успокаиваются и все начинается заново. На все мои ненавязчивые вопросы о том, что, может, надо как-то по-другому, мне было опять же категорично заявлено, что я испорчу ребенка и буду до старости убираться за ним, если сейчас НЕ ПЕРЕЛОМИТЬ... было еще много всего такого же, типа «руками шарики вылавливать нельзя, только вот этой специальной ложечкой! Это такое задание» - да ребенку уже она надоела, он мин.10 доставал ложкой, освоил и стал пробовать по-другому… в общем, в конце вместо лепки сливы, Глеб уже протестовал вовсю, из последних своих малышовских сил, и стоял ногами на стуле (что, кстати, было тоже категорически нельзя!) и я еле дождалась окончания этого «гуманистического» во всех отношениях занятия. Да, педагогика через любовь…
Через несколько дней я узнала, что у нас в районе, в 10 минутах ходьбы, есть настоящий центр Монтессори, открытый соответствующей ассоциацией педагогов, то есть классический при классический, коих во всей Москве насчитывается не так уж и много. Центр, конечно, недешевый, но мы решили сходить. И в итоге получили массу положительных эмоций, за одно занятие почерпнули кучу практической полезности, которую применяем до сих пор, и просто было очень интересно посмотреть на правильно оборудованное пространство и позаимствовать кое-что потом для дома: 4 больших комнаты: одна на развитие крупной моторики, другая сенсорно/речевая/математическая, третья творческая и про окружающий мир и последняя полностью для различных манипуляций с водой. И все это оборудовано ТОЛЬКО натуральными материалами. Самое положительное впечатление осталось и от очень грамотного педагога, которая аккуратно подсказывает маме, что делает ее ребенок и почему ЕМУ НЕЛЬЗЯ МЕШАТЬ. В общем, увидели в жизни все принципы монтессори: «не мешать», «помоги мне это сделать самому», «никакого принуждения». И вроде бы и правила есть, но они настолько грамотно и мягко применяются на практике, и это преподносится с таким уважением к личности ребенка, что он сам С УДОВОЛЬСТВИЕМ в них включается (ребенок играет, потом ему дружелюбно и эмоционально предлагается убрать/отнести/положить, если не захотел, предлагается «давай вместе», если и это не прошло, то «давай мама покажет, как». Это срабатывает почти всегда, но если не хочет, то его желание полностью принимается. Глебу, кстати, больше всего понравилось тогда проводить разнообразные манипуляции с пшеном и потом аккуратно пытаться замести и убрать за собой производственный мусор - на стене для этого висит детский веник - , выбросив в ведро. И стоило просто показать ему это один раз.))) В конце и в начале занятия проводится разминка, пальчиковые игры и песни, в конце показывают небольшую сказку. Но главное - это конечно атмосфера. И она там позитивная.
Мы, естественно, решили, что нашли себе пристанище, только два момента делали нашу радость неполной: отсутствие единомышленников и дефицит маминой творческой реализации. )) Поэтому мы взяли недельку другую для раздумья и стали посылать в пространство вселенной просьбы помочь нам полностью обрести свою стаю и пристанище. И как это и бывает, когда начинаешь решать внешние проблемы изнутри, спустя короткое время, почти одновременно нам пришло два сообщения одно про занятия вальдорфской направленности "Вихрь" около м.Выхино (спасибо, Танюш! Ты неисчерпаемый источник полезности!) и про центр Драгоценность, недалеко от нас, который всем известен среди «естественников» и о котором мы как-то умудрились ничего не знать (спасибо, Алюше!). Два месяца мы с удовольствием ходим на занятия и лично я пребываю в ощущении, что нахожусь именно там, где должна.
Хочу сказать спасибо Оле из "Вихря" за ту работу, которую она выполняет, за то, что наполняет меня и, надеюсь, Глебика всякими полезностями: рукотворными, музыкальными и словесными, за общение с ее чудными детьми и за опыт, которым они все трое с нами делятся.
Это как раз Глебик в самодельном поясе, которого Варя с Юрой решили нарядить принцем. И по-моему, он быстро вошел в роль. )))
Наше сотворчество с Драгоценностью еще слишком молодо, чтобы делать какие-то выводы, но думаю, что наш первый пройденный курс - это начало долгой дружбы.
Вот такие у нас случились изыскания.
А в конце хочу привести список тех открытых нами полезных мест, куда можно сходить с любимым детём, вдруг кто-то, как и мы тогда, пребывает в мучительном поиске:
1. 23 студия у тети Маши на Беляево - чудо из чудес:
http://www.23tm-studia.livejournal.com2. Родительская школа Драгоценность (м. Авиамоторная, ВДНХ, Химки):
http://драгоценность.рф/3. Семейный центр "Волшебный ребенок" (м. Беляево, Проспект Вернадского, Пушкинская):
http://www.magichild.ru/adress.htm.
4. Прекрасный эко-клуб Зеленая школа в Парке Горького:
http://www.park-gorkogo.com/kids/greenschool/5. Библиотека БуквоДом в Сокольниках:
http://bookvodom.ru/o-proekte/6. Семейный центр "Свои" (м. Краснопресненская):
http://www.svoicenter.ru/7. Центр родительской культуры «Берегиня» (м. Кузьминки):
http://www.bereginyacentr.ru/8. Центр для детей и родителей «Рождество»(м.Римская, Спортивная, Проспект мира, Теплый стан):
http://www.rojdestvo.ru/9. Ну, и нежно любимое нами место - «Вместе с мамой», конечно (м.Китай-город + филиалы):
http://vmestesmamoy.ru/10. Центр BrightFamily, работающий по методике Франсуазы Фридман (м. Третьяковская):
http://brightfamily.ru/11. Теплый семейный клуб "Большая черепаха" (м. Университет) :
http://big-turtle.ru/12. Центр Возрождение:
http://vozrogdenie.ru (на м.Новослободская).
13. Вальдорфская студия:
http://waldorfstudio.livejournal.com/ (м. Текстильщики)
П.С.: буду благодарна за пополнение списка полезными ссылками.