В последний момент всегда случается что-то интересное, не находите? То, чего не было бы, не будь этот момент последним. А я давно за собой подмечал такую закономерность - хватать время за краешек и дела делать, когда срок вот-уже-вот-вот выйдет.
whatever I've done I've been staring down the barrel of a gun.:)
Конечно же, посещение выставок попадает под эту особенность. Очень часто я прихожу в последний момент, на закрытие или перед оным - когда становится ясно, что иначе я эту выставку пропущу, а пропустить нельзя. Так было и с экспозицией Семена Файбисовича, кою я посетил в воскресенье, в последний ее день.
Файбисович - один из самых значительных художников 80-х годов и послесоветского периода. Не самый топ, но все равновесьма примечательный автор. Самая дорогая его картина - "Солдаты" - в 2007 году ушла с молотка на Philips de Pury за 530 000 $. Поэтому его большая выставка в ММСИ на Гоголевском стала весомым событием в художественном мире 2010 года.
Довольно большая экспозиция представлена двумя важными этапами в творчестве Файбисовича - гиперреалистичной живописью начала 90-х и игрой в живопись 2008-09 годов. Между этими периодами притаился и перерыв в творчестве, длившийся более 10 лет, - но об этом чуть ниже, когда я приведу пресс-релиз к выставке.
Раньше я не особо проникался его работами: да, неплохо, да, хороший и талантливый художник, безусловно, значительный - однако некоего драйва, напряжения, излучения в картинах мне не хватало. Тем не менее в творчестве почти что каждого автора бывают вещи и очень энергетичные, даже если в целом ему это и не свойственно. Здесь я нашел несколько таких работ - все из старых.
Прекрасный тетраптих, изображающий окно в его мастерской (очень популярный мотив, кстати, у нонконформистов, эти окна - как тут не вспомнить Булатова, Васильева, Н. Касаткина, Чуйкова, наконец)
Триптих с заливом (ох и большие изображения загрузились)
Еще один триптих с окном
И - самая шикарная вещь, которая, к сожалению, в хорошем качестве не заснята. Полиптих из 6 частей, из которых самую первую я запощу как следует, а вот другие картины, а также общий вид не нашел - и использую кадр со своего мобильника, уж не обессудьте.
Называется произведение - "Вместе со Спилбергом".
Но начал я осмотр не с классических давних вещей, а как раз с последних работ Файбисовича - той самой игры в живопись. Игра заключается в том, что автор маскирует под живопись снимки с мобильника, прошедшие специальную обработку в фотошопе, напечатанные на холсте, а затем заключительными штрихами придает картинам акцент.
Вот эти штрихи с "нищенки"
Как раз напротив этой картины меня и ожидал этот сюрприз - "сюрприз последнего момента". В зал вошел мужичок в клетчатой рубашке и с кожаной сумой через плечо, очень напоминающий самого автора. Однако держался он на выставке будто внове, скромно и с интересом осматриваясь. Я до этого Файбисовича живьем никогда не видел, поэтому стоял и не понимал - он это или не он? Тем не менее я поздоровался, чему мужичок ничуть не удивился. Сомнения рассеялись - да, это сам автор, аки лев совершающий дежурный обход владений. Что ж, художники очень любят бывать на своих выставках в день закрытия, так что ничего удивительного, что я на него натолкнулся.
Потом, уже в залах ранних работ, он снова попался мне навстречу. Пользуясь случаем, я спросил (представляться не стал:)), зачем на новых работах нужны эти маленькие штрихи. То есть можно ведь было просто оставить принт на холсте, и все - а в рукотворных микроскопических штрихах смысл идейный или же просто - чтобы глазу приятнее было? Вкратце - без них работа смотрелась неодухотворенной, а они придают произведению законченность.
Десятиминутная беседа оказалась приятной; Файбисович оставил впечатление интересного собеседника и неподдельного художника, который в своем творчестве руководствуется не практическими-меркантильными ориентирами, а творит действительно потому, что так видит, мыслит и чувствует. Что всегда сказывается на восприятии автора самым положительным образом.
Напоследок - еще немного картин с выставки и обещанный пресс-релиз.
Отличная лампа - тоже живопись начала 90-х.
Очень крутая картина, кстати.
А это уже - новая "игра"
Огромная живописная многохолстовщина
Пресс-релиз, написанный самим художником:
"Московский музей современного искусства и галерея Риджина представляют масштабную выставку Семена Файбисовича, охватывающую два последних периода творчества художника: живописный проект "Очевидность" первой половины 90-х годов прошлого века и цикл "Разгуляй", созданный недавно, когда художник вернулся к живописи после двенадцатилетнего перерыва.
Проект "Очевидность" первой половины 90-х посвящен исследованию того, как мы смотрим на мир. Тогда меня занимала оптика человеческого зрения: "слепые пятна", перемещающиеся в глазу поверх "обычной" картинки мира, эффекты остаточного зрения, когда негативы реального мира появляются на экранах закрытых век и живут там уже собственной жизнью, раздвоение изображения, когда глаза перестают работать как бинокуляр... Словом, речь о различных оптико-физиологических "промежуточных слоях", через которые мы, как правило, не замечая их, смотрим на мир. Или не замечаем совсем другой мир, в который они нас увлекают: в эдакий "абстрактный реализм" или "реалистическую абстракцию", где теряет смысл извечное противопоставление предметности и беспредметности, реальности и абстракции, где иначе соотносятся цвета и строится пространство. До этого, играя в гляделки с гипнотизирующим удавом советской реальности и так создавая его портрет, я был озабочен вопросом "что мы видим?", но тут удав сдох, и смотреть стало не на что - а привычка к напряженному вглядыванию осталась, побудив зрение перефокусироваться с результата на процесс, с общественного на личное.
Цикл "Разгуляй" создан сейчас - когда я вернулся к живописи после 12-летнего перерыва, озадаченный уже обоими вопросами одновременно: и "на что мы смотрим?", и "как?". Окружающая реальность вновь обрела гипнотичность, и так опять приковала мое внимание. При этом между ней и нашими глазами все множатся "промежуточные слои" - теперь психологические, социокультурные. Над их созданием поработали и технологические революции новейшего времени, включая "тотальную мобилизацию" (от слова "мобильник") зрения, и постмодерн, отменивший координатность и заменивший своей шизоидностью советскую паранойю, и гламур, затопивший все информационное и культурное пространство, подхвативший знамя соцреализма в деле подмены глянцевым миром реального, который вновь по умолчанию стал неказистым, неправильным, неинтересным. Вот я и попытался, создавая адекватный портрет новой эпохи, одновременно преодолеть навязываемые стереотипы и адаптировать "веяния времени": отлить аутсайдерскую жизнь бомжей в эпические формы, соединить предельно демократичное - съемку мобильником - с качественной живописью, фотошопные приколы - с живописными приемами... Словом, всячески несовместное по всякому совмещается в попытке сотворить эдакий "новый синтез" из нынешнего культурного мусора.
Еще представляемые проекты связывает то, что при существенно разных их идеологии, философии, технологии производства, характере живописи etc. сквозной установкой проходит апелляция автора к личному опыту каждого зрителя: ему предлагалось и предлагается только то, что он и сам постоянно видит - просто в собственных версиях и своими глазами (в своих глазах).
Семён Файбисович"
Напоследок - интересное интервью с автором, взятое журналисткой Time Out Фаиной Балаховской.
Почему у успешного, известного художника под мастерскую комната отведена в квартире?
Долгая история. Сначала советская власть не давала мастерскую, потому что я не был членом Союза художников, мастерская не полагалась. А когда начались новые времена, губы раскатал, но выяснилось, что на смену одной иерархии пришла другая, от которой тошнило еще больше. Потом я бросил живопись, и вопрос сам собой отпал. А сейчас, когда вернулся, уже не хочу ничего менять. Удобно - никуда переться не надо, утром встаешь, кофе попил и за станок… Главная проблема - отхода нет, чтобы большие холсты видеть с небольшого расстояния. Но я эволюционировал немножко, развил фасетное зрение. И теперь физический размер картин лимитируется только тем, как они в дверь проходят, уходят.
Размер имеет значение?
Этот формат очень органичен - для того, чтобы зрители не просто посмотрели, а могли вступить с картиной в отношения, войти в нее.
Вы живопись то бросаете, то снова красками пишете. А теперь вообще никто не понимает, что вы делаете.
Я и придумал, чтобы никто не понимал. Возникло желание что-то такое соорудить, новый синтез. Это, безусловно, живопись - в том числе живопись. Мерцающее взаимодействие технологий - печатных, цифровой съемки, компьютерной обработки и настоящей живописи. Когда овладеваешь всем, возникает поле игры взаимодействия разных техник, мимикрирования одной под другую. Я случайно вышел на эту новую живопись - с проекта мобилографии: дали мобильник, сказали - давай… а потом натолкнулся на сюжеты.
Многие хотели бы, чтобы вы вернулись к классической живописи
Это нормально, если художник в определенном возрасте начинает себя воспроизводить. Но мне скучно становится, возникает потребность интригу какую-то создать, чтобы в ней разбираться. Я считаю, что я живой и актуальный художник, пока меня вызовы внешние к чему-то побуждают. Новое время само ставит новые задачи - живописные, пространственные, конструктивные. В этом смысле возвращение к старому искусственно.