Уже давно стало общим местом говорить о связи моды с политикой и общественной жизнью; и все мы помним, что мода - это всего лишь зеркало, в котором отражается общество, но...
Но меня занимает другой вопрос: почему на так называемые оттепели всегда выпадают самые неудачные и даже уродливые образы моды, а во время так называемого тоталитаризма мода, по крайней мере женская, так обворожительно женственна и прекрасна?
Скажем, можно широкие плечи и толстые платформы середины 40-х списать на влияние войны, а Диора, подарившего миру свой new look в 1947 (о, эти женщины с талией, как стебель цветка, на невесомых изящных каблучках; эти шляпки, юбки и перчатки - самые, пожалуй, элегантные после того, как ушел belle epoque!) оправдать тем, что ему хотелось напомнить: женщина - это не только боевой товарищ, но еще и мечта. Тут как раз все понятно.
Но мне хорошо памятно время перестройки. Когда она началась, мне было 12. "Наша юность пришлась на эпоху грозных рукавов "летучая мышь" и видеосалонов", - написала как-то
call_me_mary. О да. Мутное время было в смысле эстетики (в других смыслах тоже, но об этом не сейчас). Грозные рукава "летучая мышь", к тому же подчеркнутые подплечниками, которые хрупких девушек превращали в ландскнехтов. Анилиновые цвета: ядовито-розовый, купоросный синий, неоновый зеленый. Турецкие кожанки с люрексовыми шалями. И так далее, и так далее. (В 1992 я пришла на одно университетское мероприятие, которое проходило в театре, в черном платье покроя "принцесса" с белым кружевным воротником. Преподавательница истории философии, не смущаясь, спросила меня громогласно: "Лена, Вы что, хотите сказать, что Вы человек?" В окружении турецких кожанок и вареных джинсов я выглядела, конечно же, белой вороной...
Но что мы все словами?
Вот доказательства.
Тут показаны модели 1988 года. Далеко не самые плохие! (Перчатки и туфли-лодочки хотя бы скрашивают общее впечатление агрессии в стиле "унисекс").
Эпоха перемен, ветер свободы, "Аргументы и факты", журнал "Огонек", передача "Взгляд", кооперативные пирожки, джинсы и туфли. Пятнистый грохочет с трибуны, и никому еще в голову толком не приходит, что грохотать ему осталось всего-ничего.
А теперь - по контрасту - мода времен тоталитаризма. Всего две фотографии, не буду злоупотреблять вашим вниманием!
Немецкая киноактриса Мади Раль, 1941 год.
Советская манекенщица Анель Судкевич, 1937 год.
Выводы? Да никаких. Вообще никаких.
Но мой кошмар - это возвращение моды нашей ранней юности.