Унесенная ветром цивилизация

Jul 22, 2009 16:44

По просьбам "трудящихся" попытаюсь раскрыть поглубже тему, мельком затронутую в предыдущем посте.

Гражданская война в США или Война за Независимость южных штатов - это столкновение двух антагонистических цивилизаций. Это перекресток, на котором оказалась Америка и весь мир.
Победа Юга была маловероятной, но это только на современный взгляд. Невероятно, но вся история войны - история великолепных побед Юга, благородства, рыцарства, и с другой стороны - нового мира с нам уже знакомым варварством, войной с гражданским населением, массовыми убийствами. Именно после этой войны очень ярко продемонстрировался принцип "Победителей не судят".

Америка и мир оказались на раздорожье. Новый мир, зарождающийся капитализм с одной стороны - с другой старая цивилизация, находящаяся в своем расцвете(в отличие от той же Европы). Обе стороны имели шанс победить и изменить мир. Во всех его аспектах.
К примеру, что стало бы с теми же индейцами? Они присоединились к Конфедерации и имели своих представителей в Сенате от каждого племени. Всем известны слова Линкольна, что индейцы, в отличие от негров, заслуживают только смерти.

С ниженаписанного будет понятна сама причина войны, раскола. И станет ясно, что представляла собой Америка к 1860 году, когда столкнулись 2 успешные цивилизации и победа одной из них привела к тому, что мы имеем сейчас. Естественно, со всеми позитивными и негативными аспектами. Довольно обьективно, беспристрастно.


К середине XIX века в США сосуществовали два различных экономических региона, которые хотя и были тесно связаны между собой, оставались все же самостоятельными. Различия в экономическом развитии порождали различия в политическом, социальном и культурном развитии. В результате экономические регионы трансформировались в две непохожие цивилизации.

Начало разделению было заложено еще в XVIII веке - французский историк Алексис де Токвиль в своей книге «Демократия в Америке», сравнивая поведение и жизненные устремления жителей разных частей страны, писал: «На правом берегу [реки Огайо] главной целью белых, живущих плодами своих трудов, стало материальное благосостояние. Родные края дают им широчайший простор для применения способностей, их энергия всегда находит себе цель, а их страсть к обогащению выходит за пределы разумного… Американцы, живущие на левом берегу Огайо, равно презирают как работу, так и всякое дело, для успеха которого она необходима. Они живут в праздности и достатке и обладают вкусами ничего не делающих людей. Деньги не имеют для них большой цены, они не стремятся к богатству, а стремятся к веселью и удовольствию и тратят на них энергию, которой их соседи находят другое применение. Они страстно любят охоту и войну, умеют обращаться с оружием, им нравятся физические упражнения, требующие большой силы ловкости. С юных лет они привыкли рисковать своей жизнью в поединках».

Причины столь разного менталитета во многом кроются в культурно-исторических различиях основания английских колоний в Северной Америке. Южные колонии основывались английскими дворянами - «стюартовскими кавалерами» - приезжавшими поправить свои денежные дела. Большинство из них были приверженцами англиканской церкви или даже католиками. Значительное влияние на формирование менталитета южного общества оказало также французское и испанское дворянство, чьи страны активно участвовали в колонизации этого региона. Колонизация Юга была скорее не религиозной, а коммерческой, деловой. Их интересовали деньги, прибыль, а не свобода религиозных взглядов.
Они, в отличии от Севера, вовсе не стремились к изоляции, противостоянию с Европой, а были заинтересованы в теснейшем торговом, культурном общении.

В то время как промышленный Север стремился к хозяйственному самообеспечению, Юг с самого начала строился на специализации в экспортных культурах. Его общество складывалось как аграрное, сельское.

Победное шествие по Югу хлопка, начавшееся с 1793 года - года изобретения "джина", машины по обработке этой культуры, во многом определило лицо этой части страны. Прелестные природные условия, постоянный спрос на хлопок в Англии, сделали возделывание хлопка сверхприбыльным занятием. Недостаток рабочих рук привел к оформлению рабовладельческого строя и завозу рабов из Африки.
Благодаря хлопку, класс богатых землевладельцев-плантаторов, постепенно отмиравший в Европе, в Америке укрепился и пустил корни. В 1860 году хлопок составил 57% всего экспорта США и это позволило южанам считать себя экономическим центром страны.
После войны это отрасль была целенаправленно убита в ходе "Реконструкции".

И все было бы хорошо, думали они, если бы Север, словно пиявка, не высасывал богатства Юга через свои протекционистские таможенные пошлины, спекуляции ценными бумагами и кредитно-денежную систему. Экономическое давление Севера все продолжало усиливаться, подрывая экономику Юга. Север, в свою очередь, обвинял Юг в доминировании в федеральном правительстве и срыве принятия ряда важных законов, выгодных промышленным и финансовым кругам Севера.

Под влиянием плантаторов сформировалась особая культурно-историческая общность, считавшая себя элитой Америки.

Характер цивилизации Юга придавал ему сходство со средневековой Европой. На Юге возрождался рыцарский культ, выражавшийся в исключительно развитом чувстве чести, увлечении войной и военным делом, привязанности к семье, идеализации женщины и поклонении ей. На Севере честь означала богатство, респектабельность, занятия бизнесом и коммерческой деятельностью. Атрибутами рыцарского культа на Юге являлись владение оружием, верховая езда. Южане традиционно поставляли стране военных министров и высших офицеров.

До поры до времени членство в Союзе не тяготило южан. Пока политики-янки не «совали нос» в дела, те находили выгодным совместное существование и даже были готовы терпеть насильно насаждаемую зависимость от Севера, которая временами доходила до абсурда. Весьма показательна в этом плане зарисовка, сделанная писателем XIX века Гарольдом Грейди, при описании похорон в округе Пикенс, штат Джорджия: «Могилу рыли в мраморной каменоломне, но надгробие привезли из Вермонта, дело происходило в полосе сосновых лесов, но деревянный гроб был сделан в Цинциннати; кладбище было недалеко от железорудной шахты, но гвозди и лопаты были питтсбургского производства, рядом паслись тысячи овец, но саван был соткан в Массачусетсе. Юг дал только тело и яму».

Янки стали совать нос в южные дела, как только они начали касаться раздела новых земель, присоединяемых к Штатам. Контроль над новыми штатами давал контроль над федеральным правительством, которое в первой половине века почти целиком состояло из южан, но с ростом населения на Севере, стало ускользать из их рук. Именно в этот момент, с подачи северян, возник вопрос о рабстве, и судьба Юга стала ассоциироваться с судьбой рабства.

США, История, Цивилизация, Интересное

Previous post Next post
Up