Эмиграция и бегство спортсменов,которые может вредили СССР, но приносили авторитет советскому спорту

Sep 24, 2014 17:50


Сегодня - ровно 35 лет с того дня, как 24 сентября 1979 года знаменитые советские фигуристы и многократные чемпионы мира Людмила Белоусова и Олег Протопопов попросили политического убежища в Швейцарии ... на мой взгляд история такого рода трагичных эмиграций это история о холодной гражданской войне... Глядя на реакцию общества в отношении того же Макаревича, мне кажется что мы уже на её новом этапе (ведь действия профессионала перестают быть просто пиаром, перестают быть просто политической реакцией, но воспринимаются большой частью общества как предательство... да и в сущности в таком политическом контексте и являются предательством)

Когда советские спортсмены убегали  за границу, то это было не просто эмиграцией, но советскими людьми такое бегство к потенциальному противнику (и "классовому врагу")  однозначно воспринималось как циничное предательство. Тем не менее нередко такое бегство было в сущности политически нейтрально и мотивировано сугубо профессиональными (и даже творческими) потребностями, отнюдь не ненавистью к социалистическому отечеству.
Спортсмены могли быть в сущности патриотами вполне советского типа, но если в СССР не было профессионального спорта, то после завершения карьеры высших спортивных достижений эти люди оставались вне профессии... а вот в ситуации буржуазной конкуренции бывшие спортсмены могли хотя бы заработать на хлеб (не становясь пенсионерами). Во всяком случае сами спортсмены могли надеяться именно на позитивный исход бегства... А оборачивалось всё очень часто крайне трагически (на снимке: олимпийские чемпионы Людмила Белоусова и Олег Протопопов во время выступления на X зимних Олимпийских играх в Гренобле/ Фото: Виктора Шандрина /Фотохроника ТАСС).
Так что я бы считал, что эти истории спортсменов-перебежчиков лишь отражают отчуждение в обществе (которое я условно назвал "холодной гражданской войной", поэтому и опубликовал материал в сообществе ) конечно являясь издержками принятого типа политики и экономики (и всё же политизации могло быть минимум),  при этом явная и несомненная эмиграция (даже "предательство"...?) на самом деле не были уходом от творческой спортивной жизни, но в какой-то мере приносили славу советскому спорту, создавали авторитет Союзу.
Но это моё мнение. А ниже - статья Валерия Бурта, опубликованная на сайте http://yug.svpressa.ru/post/article/98971/ и в блоге chegevara37 ( собравшего этот материал в постинге 6 историй спортсменов-перебежчиков СССР... ...ниже - дословная цитата-репост из его блога):

24 сентября 1979 года телеграфные агентства мира взорвались сенсацией - знаменитые советские фигуристы, двукратные победители Олимпийских игр, четырехкратные чемпионы мира Людмила Белоусова и Олег Протопопов попросили политического убежища в Швейцарии.

Пресса СССР разразилась гневными статьями, в которых «предателей Родины» клеймили позором. Сатирический журнал «Крокодил» назвал Белоусову и Протопопова не фигуристами, а конькобежцами.

Ультиматум Грамова
Свои действия Людмила и Олег объяснили тем, что в Советском Союзе их всячески вытесняли из спорта. Они же, несмотря на возраст, - Белоусовой было 44 года, Протопопову - 47 - хотели продолжать выступления на льду. Фигуристы надеялись, что за рубежом их талант будет цениться выше, чем на родине.

Супруги были лишены звания заслуженных мастеров спорта. На долгие годы их имена были вычеркнуты из всех спортивных изданий и олимпийских справочников. В частности, в книге Александра Башкатова «Верность» поиску», рассказывающей о советском фигурном катании, фамилии «невозвращенцев» были обезличены: «После того как Станислав и Нина Жук закончили свою карьеру, на их место пришла другая пара, которая занимала высокие места на Олимпийских играх и мировых первенствах, но в общем-то они выбрали удобный момент и по-воровски убежали из Советского Союза, не пожелав работать тренерами. И сгинули в мире частной собственности…»

Белоусова и Протопопов продолжали выступать на льду. Их пригласили выступить в показательных выступлениях на зимней Олимпиаде-88 в Калгари вместе с другими спортивными знаменитостями. Однако председатель Госкомспорта СССР Марат Граммов выступил с ультиматумом. Он заявил, что если Белоусова и Протопопов выйдут на лед, советская делегация откажется от участия в церемонии закрытия Игр. «Известия» опубликовали статью, в которой утверждалось, что фигуристы планировали устроить «политический скандал».

Сейчас пожилая супружеская пара живет в небольшой швейцарской деревушке Гриндельвальд. В 2003 году Людмила Евгеньевна и Олег Алексеевич впервые почти за четверть века побывали на родине. Но желания навсегда вернуться в Россию, как утверждали фигуристы, у них не возникало.

Просто «претендент»
Не меньший резонанс, чем бегство Белоусовой и Протопопова, вызвал демарш известного шахматиста Виктора Корчного. В 1976 году во время турнира в Амстердаме международный гроссмейстер, участник матчей на первенство планеты, отказался возвращаться в СССР. Он утверждал, что причиной эмиграции было желание продолжать бороться за титул чемпиона мира. Однако, по словам Корчного, Шахматная федерация СССР не делала ставку него, предпочитая более молодых гроссмейстеров.

Некоторое время Виктор Львович жил в Нидерландах, затем он поселился в Швейцарии, где и получил политическое убежище и позже - гражданство.

В Советском Союзе была развернута яростная кампания по дискредитации Корчного. Когда он победил в матче претендентов на звание чемпиона мира, в шахматной прессе перестали упоминать его имя и фамилию, именуя просто «претендентом». О своих скандальных поединках с Анатолием Карповым, в которых Корчной проиграл 5:6 и 2:6, он подробно рассказал в своей, полных неоднозначных и резких оценок книге «Антишахматы».

Несмотря на почтенный возраст, он продолжает активно выступать в шахматных соревнованиях. В августе 2011 года, в возрасте 80-ти лет, Корчной выиграл ветеранский турнир, посвященный 100-летию Михаила Ботвинника.

Взлет и падение
Другим шахматистом, оставившим родину, был Гата (Гатаулла) Камский, которому предрекали блестящее будущее и, конечно же, титул чемпиона мира.

Когда малышу было полтора года, он узнал первые буквы. В три года отец Гаты - Рустем научил его играть в карты, а в восемь лет приобщил к шахматам. Мальчик занимался и другими видами спорта, в частности гимнастикой и боксом.

После того, как Гата стал чемпионом СССР среди юношей, отец решил, что на Западе сын добьется большего. После одного из турниров в 1989 году в Нью-Йорке Рустам с 15-тилетним сыном остались в США. Вскоре Камский-младший победил в первенстве этой страны, затем выиграл несколько международных турниров.

В 1996 году Гата играл в Элисте матч с Анатолием Карповым за звание чемпиона мира по версии ФИДЕ. К великому огорчению бывшего советского подданного, он потерпел сокрушительное поражение, выиграв три партии, потерпев поражение в шести при девяти ничьих. После этого Камский надолго исчез с шахматной арены. За это время он получил в Соединенных Штатах диплом юриста и открыл свою фирму.

Возвращение в большие шахматы состоялось в 2004 году, когда Камский сыграл короткий матч с российским гроссмейстером Александром Халифманом. С тех пор Гама регулярно участвует в крупных турнирах. Однако достигнуть самой высокой цели он так и не сумел.

«Нищий» хоккеист
1989 год. Став чемпионом мира в составе сборной СССР, 20-летний форвард Александр Могильный выразил желание остаться за рубежом. Младший лейтенант Советской Армии получил работу в США, изменив военной присяге и действующим трудовым обязательствам перед своим клубом - ЦСКА.

Свою первую игру в Национальной хоккейной лиге Могильный провел 5 октября 1989 года в составе «Баффало Сейбрз» против «Квебек Нордикс». Интересно, что дебютант забил свой первый гол в НХЛ уже на 20-й (!) секунде матча.

Через двадцать два года после побега в США в одном из интервью Александр признался, что его побег не потребовал большого мужества, и он уезжал из Москвы «нищим» человеком.

За свою карьеру за рубежом Могильный сыграл, кроме «Баффало Сейбрз», еще в четырех клубах НХЛ. Всего он провел 990 матчей, забросив 473 шайбы и сделав 559 результативных передач. Это второй результат среди российских хоккеистов, игравших в США и Канаде после Сергея Федорова.

Могильный сыграл за сборную России на Кубке мира 1996 года, став в ее составе бронзовым призером. Больше за национальную команду он выступать не захотел.

Тайное и явное
Вслед за Могильным - в 1990 году - последовал его партнер по сборной и ЦСКА - Сергей Федоров. Приехав в составе национальной команды на Игры доброй воли в Сиэтл, он, уже двукратный чемпион мира, сообщил представителям «Детройт Ред Уингз», что готов к побегу. После одной из игр Федоров тайно покинул отель и поехал в аэропорт, где его ждал самолет владельца клуба Майка Илича…

Экс-армеец провел в составе «Детройт Ред Уингз» 13 сезонов, выиграв с клубом три Кубка Стэнли. Он обрел репутацию одного из лучших хоккеистов 90-х годов, одинаково эффективно играющего в защите и нападении.

После ухода из «Детройта» Федоров выступал в других клубах НХЛ. Всего в лиге он провел 1248 матчей и набрал 1179 очков (483 шайбы и 696 результативных передач). Игровую карьеру Федоров завершил в 2012 году уже на родине, в Континентальной хоккейной лиге, выступая за магнитогорский «Металлурге».

В отличие от Могильного, Федоров не раз выступал за сборную России и становился в ее составе чемпионом мира, серебряным и бронзовым призером. В 2010 году Сергей получил неофициальное звание самого возрастного хоккеиста национальной команды за всю ее историю. Он надевал свитер сборной России, когда ему было 40 лет.

Игра на чувствах
Во время летних Игр 1976 года из Олимпийской деревни исчез 17-летний прыгун в воду Сергей Немцанов. Он якобы попросил политического убежища в Канаде, хотя ходили слухи, что молодой человек решил бежать на Запад из-за любви к дочке американского миллионера по имени Кэролл.

Советские газеты, в частности, «Комсомольская правда» и «Литературная газета» рассказывали об этом нашумевшем происшествии. Согласно одной из версий, канадский спортсмен заманил советского паренька в некое здание, где ему предложили заполнить анкету, где он выражал желание оставить родину. Однако сам Немцанов позже утверждал, что его одурманили какими-то наркотиками.

«Со мной творилось что-то странное, - говорил он, - какой-то непонятный зуд во всем теле, болела голова, ноги и руки были как ватные, даже сейчас никак не могу вспомнить подробности тех дней, все было как в тумане, и все тело болело».

В Монреаль прибыли сотрудники советских спецслужб, которые добились встречи со спортсменом. Они не только уговаривали Сергея вернуться, но и дали послушать магнитофонную запись, на которой бабушка, которая его воспитала, умоляла внука вернуться.

Агенты сыграли на чувствах. И выиграли. Любовь к бабушке пересилила и страх, и чувства к Кэрролл. Немцанов вернулся в Советский Союз.

Однако все не так просто. Ходили слухи, что в этой темной истории был замешан сам премьер-министр Канады Пьер Трюдо. Болтали, что советские власти грозили канадцам в случае отказа вернуть спортсмена, срывом хоккейных суперсерий…

Спустя много лет Немцанов все же перебрался в Соединенные Штаты. Но это уже совсем другая история.

идентичность+идентификация, Советский Союз, цепи государства и коммерции, ТВ-"звёзды", физическая культура и спорт, пенсионеры

Previous post Next post
Up