Оригинал взят у
jcbrother в
Свобода Беседа с митрополитом Корчинским Иоанном
(Албанская Православная Церковь)
Заповеди Господа не противоречат свободе: я сравнил их с ограждениями на горных дорогах, которые помогают предотвратить падение автомобилей со скал. Сейчас мы находимся в процессе понимания, что свобода - это не массовый разгул. Свобода - это не просто возможность действовать как угодно, не думая о последствиях, не беспокоясь о других. Это не жизнь без любви. Блудный сын думал, что он стал свободным, а в конечном итоге превратился в раба. Без изменения и аскетизма свобода невозможна.
![](http://www.incommunion.org/img/albania/anastas1.jpg)
Культуре свободы мы предпочитаем культуру привычки. Люди все больше и больше впадают в зависимость. Все постепенно приходит к однообразию. Здесь, в Албании, это было сделано с помощью силы, в то время как на Западе к этому пришли добровольно. Теперь мы следуем по западному пути, думая, что достигнем свободы с помощью денег.
Страх перед другими - это великий грех. В состоянии страха кажется, что все представляет собой угрозу. Есть много признаков страха и среди христиан. Истинный смысл слова Евангелие - «добрая весть», но есть такие, кого больше привлекают плохие вести в Евангелии. Вы можете найти в религиозных кругах тех, кто проявляет более интереса к антихристу, чем к Христу, или к числу 666, чем к Святой Троице. Ориентирование на плохие новости порождается и поддерживается именно страхом. Там, где процветают подобные умонастроения, христианский вклад в жизнь общества весьма скуден. Где же доминируют вера, надежда и любовь, происходят
изменения к лучшему. Вера меняет жизнь. Если жизнь не меняется, значит, в ней явно не хватает веры. Святой Иоанн Златоуст, проповедуя в Антиохии, сказал 400 слушающим его: «Если бы вы все были христианами, на земле не осталось бы ни одного язычника». Хотите понять, почему христианство так быстро распространялось в первые века? Потому что христиане были христианами».
…
…Мы используем разные методы в нашем служении. Если у вас есть какое-то предложение, мы попытаемся на него ответить. Вот почему Церковь делает так много вещей, которые ценны и полезны сами по себе, но не имеют, казалось бы, прямого отношения к жизни Церкви. Например, мы собираемся открыть курсы английского языка для молодежи района Преспы. В основные задачи Церкви не входит изучение иностранных языков, но это еще один способ вступить в контакт с молодыми людьми, которым нечего делать, некуда идти и которые даже и не думают о том, чтобы открыть дверь в храм. Конечно, иногда это раздражает людей в правительстве. Они удивляются: что Церковь делает в школе? Они уверены в том, что мы должны стоять у алтаря и только.
То, что мы пытаемся сделать, - это предложение молодым людям определенных возможностей и путей. Наша задача - оберегать их свободу, чтобы они сами смогли выбрать свой собственный путь. В целом же они хотят, чтобы им сказали, что делать. Это страх перед свободой. Но им кажется, что свободны они, а Церковь эту свободу пытается отнять.
…
Для меня эти люди пустыни - источник постоянного вдохновения. Вот, например, рассказ о старце и его молодом ученике, которые отправились в Александрию, чтобы проповедовать. Они прогуливались по торговым местам. Наконец старший сказал младшему: «Пора возвращаться в наши кельи». Ученик удивился: «Разве мы не будем проповедовать?» И старец ответил: «Но мы проповедовали весь день - тем, как мы ходили, как говорили, как ели. Что еще мы можем сказать?»
Или рассказ о богослове, который отправился к святому Антонию Великому. Он спросил его о смысле одного текста. Антоний сказал: «А каково ваше мнение?» Богослов дал очень подробный ответ. Тогда Антоний спросил одного монаха: «Авва Иосиф, каково ваше мнение?» Тот ответил: «Я не знаю». На это Антоний сказал: «Блажен ты, авва Иосиф, ибо ты понял, потому что сказал, что не знаешь».
Слова «я не знаю» прекрасны! Вот почему в Православной Церкви любое таинство мы называем греческим словом «тайна». Мы делаем это, потому что возникает опасность установки границ Богу. Это академическая опасность: осмелиться - представить - знать. В действительности, чем больше вы знаете, тем больше вы не знаете.
…
…Вы не можете узнать другого человека посредством научного исследования. Вы можете его узнать лишь с помощью любви. Только любовь может обнаружить что-то уникальное. Если вы не любите, вы не сможете открыть для себя человека. Любовь - это состояние бытия. Любовь - это таинство бытия. Как только вы попробуете объяснить что-либо, любовь уйдет.
Насущная проблема нашего времени - культ индивидуализма. Церковь существует не для того, чтобы создавать индивидуальности, она существует, чтобы создавать людей. Индивидуалист - это человек в состоянии разделения, разобщенности. Каждый человек уникален, однако он в то же время может существовать в отношениях с другими людьми. Вы не можете отделить его от целого. Человек - неповторимое существо: его бытие включает других - он не может жить без себе подобных. Без общения нет существования.
…
…Я никогда не воодушевлял молодых людей на принятие обета безбрачия. Обет безбрачия возможен, только если вы ведете аскетический образ жизни. Вот почему у нас нет телевизора в доме. Даже если у вас достаточно силы духа, то все равно лучше не подвергать себя лишнему соблазну. Когда аскетической дисциплины не хватает, возникает проблема крайнего одиночества от страданий из-за обета безбрачия. Если вы полны любви к Святому Духу, вам не нужны другие виды любви.
Я расскажу историю о монахах, которые, к сожалению, были ужасными певцами.
Они пели, словно хор ворон. И как-то раз их посетил одаренный певец. Монахи были столь впечатлены его прекрасным голосом, что не позволяли ему покидать их. Они решили, что он будет петь на службах, чтобы небо больше не страдало от их кошмарного пения. Шло время. Каждая служба была прекрасно спета профессиональным певцом. Но однажды ночью ангел явился во сне одному из монахов и спросил, почему не слышно молитв в храме. Что случилось? Монах сказал, что ангел ошибается: «У нас теперь есть прекрасный певец, возносящий молитвы намного лучше, чем это можем мы!» «Однако, - произнес ангел, - на небесах мы ничего не слышим». Монах рассказал братиям о своем видении. Тогда они возобновили пение.
Вот я как раз такой монах с ужасным голосом; единственное мое отличие состоит в том, что голос у меня есть, и поэтому я должен по возможности использовать его.
Одной из проблем священников в современном мире является тенденция к неправильному толкованию священнического призвания.
Мы должны заботиться о том, чтобы быть ближе к людям; и мы должны пытаться стать такими, какими они хотели бы нас видеть. Священнику приходится быть заметным, хотя осторожность не препятствует присутствию Христа.
…
…В школьные годы я прошел через очень глубокий духовный кризис. Я погрузился в своего рода меланхолию - депрессию - чувство, на которое я потратил свое детство. Я читал книги по психологии и философии, которые на самом деле убивали детство. Что в итоге сохранило его - это Евангелие. Читая Евангелие, я опять ощутил детское счастье. Я переродился. Спасибо Евангелию за спасение моего детства. Спасибо ему за доставленную мне настоящую радость. Вы можете быть экспертом в любой области, но это не будет иметь никакого значения, если вы потеряете радость. Евангелие действует на меня все так же, когда бы я его ни читал. Даже воспоминание о нем меня трогает. В детстве я всегда любил приключенческие книги - Евангелие стало восполнением этой любви. Это была наиболее полная книга приключений. Возможно, когда-нибудь я найду время, чтобы написать о богословии приключенческие рассказы и сказки.
…
Нет ни одного христианского общества, где не служили бы любви. Если мы не реагируем на страдания людей, значит, мы отвернулись от Христа. На небесах меня не похвалят, если я напишу прекрасную книгу по теологии. Меня спросят: «А как же та бедная старая женщина, которую вы проигнорировали?»
Именно поэтому мы открыли, например, бесплатный ресторан «Служба любви». Это буквально через улицу от нас - вы можете увидеть его в окно. Он открыт два раза в неделю с 1995 года по инициативе архиепископа. Недавно мы расширили меню до пяти блюд в неделю. Обычно в обед у нас бывает от 40 до 80 человек. Все это готовится добровольцами, молодыми и пожилыми, по четыре-пять в каждой группе. Еще мы хотим устроить дом престарелых - для пожилых людей, которые часто оказываются в полном одиночестве. Мы уже помогаем таким людям в их домах или квартирах, например старой женщине, перенесшей операцию, о которой некому было заботиться. Они дают нам больше, чем мы им. В то же время мы не романтизируем службу любви. Часто люди, нуждающиеся в помощи, страдают психическими расстройствами. Они могут проклинать вас, Церковь, даже угрожать вам.
Существует духовная опасность видеть людей в этом как бы выделенном состоянии - это разрыв в общении. Чем ближе вы к другому человеку, тем больше понимаете, что на его месте могли быть вы. Все может стать таинством, тайной Божиего присутствия.
Мы ищем как можно больше способов помочь - и никогда не сможем сказать, что закончили. Вот в воскресенье читалось Евангелие о Страшном суде во время литургии: «Что Вы сделали одному из братьев сих меньших, то сделали Мне». В своей проповеди я попросил добровольцев помочь с расширением программы нашей службы любви - после литургии подошло 28 человек, в основном молодых. Это означает, что мы можем сделать больше.
Вас не спасет теория, если вы не будете применять ее на практике. Если вы верите в силу медицины, но храните ее в бутылочках, она вам не поможет. Святой Григорий Богослов говорил, что познание Бога начинается с повиновения его заповедям; если вы начинаете путь, то испытаете тайны - таинства - на себе. Подобно Моисею, нам разрешено смотреть на Бога. Это приключение лучше всякой сказки, всех легенд.
Одно из убеждений, которое мы вынесли из всех проектов службы, - это невозможность заниматься ею в одиночку. Христос сказал, что будет присутствовать при двух или трех собравшихся во имя Его - одного недостаточно.
От этой работы мы знаем и благодарность. А это существенно. Глубинный смысл слова «евхаристия» - благодарение. Жалобы - это болезнь нашего времени. Наш грех - неблагодарность. Недавно я посетил 83-летнюю женщину, которая была слепа с трех лет. Я никогда не встречал кого-либо так же благодарного, как она, кого-то настолько признательного. Всякий раз, когда мы встречали сестер Цико, мы замечали, как при каждом упоминании Христа освещались их лица. Освещались такой благодарностью! Они жили в другом мире - и они радовались ему, и мы тоже испытываем эту радость. Это сохраняло им жизнь. Но в нашем современном мире, если вы не жалуетесь, на вас смотрят как на идиота.
…
В одно Рождество я отправился в горную пещеру, недалеко отсюда, в место, куда многие боятся идти из-за суеверных легенд о привидениях. Я развел небольшой огонь и стал молиться. В этой пещере я был полон такой радости! Люди, с которыми такого никогда не случалось, не смогут себе этого представить. Радость? Радость в холодной пещере среди зимы? Они примут вас за умалишенного. Но я почувствовал большую радость, и глубокая молитва наполнила всего меня. Эта радость присутствовала во мне несколько дней, я даже не мог работать.
…Мы пережили времена коллективного безумия, когда люди осуждались за любую форму религии - это была война против идеи о святом, против идеи Бога.
Но, по правде говоря, я часто жалел преследователей - и до сих пор жалею. Действительно, они сами оказались жертвами. Они стали недостойны звания человека. Я не знаю, как они чувствуют себя сейчас, но их души были серьезно повреждены. Ад - это жизнь без Бога, и он начинается здесь. Если мы не познакомились с Богом в этой жизни, как сделаем это в следующей?
Источник текста
здесь.