Кому тема неинтересна - можно смело листать дальше :)
Этой зимой в
Доме Гнома был семинар на вышеуказанную тему. Я сама очень люблю музеи и экскурсии. Однако многие их не любят - поэтому я заинтересовалась тем, как же сделать для ребенка поход в музей познавательным, запоминающимся, пробудить в нем тягу к новому.
Основная мысль заключается в том, что, отправляясь в музей с ребенком, лучше устраивать поход специально для него - двухгодовалому не будет интересно ходить хвостом за взрослыми и разглядывать абстрактную живопись в течение трех часов. Его интересы лежат в другой плоскости. Однако если попробовать посмотреть на мир его глазами - то музеи могут стать любимыми местами для прогулок. Ну и конечно, энтузиазм родителей передается ребенку. Если мама приходит туда с горящими глазами и норовит "заразить" своими любимыми экспонатами - это одно. Если мама зевает в каждом зале - это другое. И еще одно важное обстоятельство: если ребенку вдруг что-то резко не понравилось, он просит поскорее уйти, он испуган или расстроен - лучше не заставлять его, не вырабатывать систему подкупа, кнута и пряника, а развернуться и уйти. И попробовать в другой раз.
Далее - пошаговые рекомендации, как организовать поход в музей для детей разных возрастов.
Общие рекомендации
1. Не делайте поход в музей повинностью, обязанностью, не ходите, когда нечего делать.
2. Не старайтесь увидеть все сразу. Не затягивайте время в музее. Лучше уйти, пока еще интересно.
3. Объясните ребенку правила поведения и возьмите на себя ответственность за соблюдение этих правил.
4. Встаньте на уровень ребенка, посмотрите его глазами.
5. Пользуйтесь планами. Ищите пути, прокладывайте их на карте (с 4 лет).
6. Купите открытки с репродукциями запомнившихся картин. Заведите дома репродукции, сделав таким образом экспонаты знакомыми.
7. Возвращайтесь к любимым картинам.
8. Найдите что-то только «ваше» в музее. Создавайте свою историю. Выстраивайте свои отношения с экспонатами.
9. После экскурсии наведайтесь в кафе :)
10. Ходите в музеи, когда там мало посетителей.
Морской музей в Амстердаме
В возрасте до 2-х лет
- Детей привлекает и ошеломляет сама атмосфера музея, другое пространство, коридоры и лестницы.
- Разглядывание полов и потолков. Колонны, вокруг которых можно ходить.
- Объемная скульптура.
- Звери. Дети.
- Ручки дверей, окна, зеркала - любые объекты пространства.
- То, что движется, звучит.
Мы в Артиллерийском музее. Правда, пока мы лишь смотрим залы как картинки :)
Дети 2,5-4 лет
- Все, что до 2 +
- Появляются истории
- Проживание скульптуры телом
- Поиск картины или скульптуры
- Игры по сюжетам
- Тематические походы
- Рисование в музее
Что привлекает детей 4-7 лет
- Планы, таблички
- Поиск (картин, героев)
- Загадки и секреты
- Картины, на которых люди, животные, дети - то, что легко узнаваемо.
- Открытая передача эмоций в живописи и скульптуре
- Мелкие детали
От 7 лет и старше
- Рассказы и сказки о сюжетах произведений искусства
- Поиск (поиск по репродукции, элементов интерьера, всех кошек, по описанию и т.д.)
- Игры по типу «ты видишь то, что вижу я»
- Учимся «читать» картину: до этого учились выделять и видеть
- Игра в картину, скульптуру, на тему сюжета
- Карты, квесты
Первые музеи в Петербурге
1. Эрмитаж
2. Зоологический музей
3. Железнодорожного транспорта
4. Русский музей
5. Исаакиевский собор
Как «читать» картину
1. Установить связь: «Ну и как она тебе?»
2. Найти, кто главный, почему, как догадался.
3. Что персонажи делают? Почему?
4. Какие эмоции испытывают?
5. Какие они?
6. Рассказ о сюжете картины (если знаете)
7. Рассказ о каких-то общепринятых символах (например, Благовещение)
8. Попрощаться с картиной и ее персонажами.
А у вас есть запоминающиеся истории о музеях? Есть любимые музеи?