"Дворянское гнездо", "Рудин". Иван Тургенев

Aug 13, 2014 08:35




И.С. Тургенев - имя уникальное даже в золотой плеяде классиков русской прозы XIX века. Это писатель, чье безупречное литературное мастерство соотносится со столь же безупречным знанием человеческой души. Тургенев обогатил русскую литературу самыми пленительными женскими образами и восхитительными, поэтичными картинами природы. Произведения Тургенева, облекающие высокую суть в изящно-простую сюжетную форму, по-прежнему не подвластны законам времени - и по-прежнему читаются так, словно написаны вчера...



Считается, что именно романы Тургенева сделали русскую литературу известной во всем мире. И что именно классический тургеневский роман стал предвестником, так называемых, полифонических произведений Толстого и Достоевского. А начинается история тургеневского романа с «Рудина», задуманного в период вынужденного пребывания в Спасском и там же в 1855 году завершенного.
Более ста пятидесяти лет прошло с тех пор, как появился этот роман, а читается он до сих пор с увлечением. Чувства, описания… Каждый герой, словно живой, выпуклый. Каждый со своим характером, со своими особенностями. Ну кто еще парой фраз мог ярчайше изобразить: «у ней во всем доме нет ни одной книги, кроме календаря, и читать она не может иначе, как вслух - чувствует от этого упражнения испарину и жалуется потом, что у нее глаза пупом полезли…» Как хорошо это характеризует и того, кто говорит и того, о ком говорят. Иван Сергеевич - непревзойденный мастер слова. Но, в общем-то, суть не в этом.
К работе над романом «Рудин» Тургенев приступил в разгар Крымской войны. Когда возродились надежды на перемены. Сам Рудин, по задумке автора, представлял собой передового дворянского интеллигента сороковых годов. «В нем все ново, от его идей до его поступков, от его характера до его привычек», - писал Чернышевский о Рудине. Рудин образован, ему близки все значимые интересы современного общества. Он верит в науку, в необходимость знаний, обладает даром красноречия, способностью заражать своим энтузиазмом и увлекать возвышенными идеями. Но, увы, жизнь Рудина не складывается. Его ум, способности, знания пропадают впустую, планы рушатся и сам герой остается этаким скитальцем, гонимым властями и погибающим на парижских баррикадах.
В письмах к друзьям Тургенев не раз подчеркивал, что ни над одним из прежних произведений он не хлопотал и не трудился с таким усердием, с такой «любовью и обдуманностью», как над «Рудиным». Тем не менее, первый роман автора при всей благосклонности критики вызвал у современников некоторое недопонимание.
А вот второй роман в данной книге - «Дворянское гнездо» - был принят на ура, безо всяких замечаний, и опубликован в первом номере «Современника». Критик Дмитрий Писарев назвал «Дворянское гнездо» «самым стройным и законченным» из всех тургеневских творений и поставил его в один ряд с «Евгением Онегиным», «Героем нашего времени» и «Мертвыми душами». А ведь сам роман - это очередная попытка писателя найти героя своего времени в дворянской среде. Начало жизненного пути Лаврецкого типично для людей его круга. Лучшие годы тратит он впустую: на светские развлечения, на женскую любовь, на заграничные скитания. Федор Лаврецкий втягивается в этот омут и попадает в сети светской красавицы Варвары Павловны. Но, обманутый женой, разочарованный, Лаврецкий резко изменяет свою жизнь и возвращается домой. В облике Лаврецкого много автобиографических черт: подробности детства, спартанское воспитание, взаимоотношения с отцом. И даже в разрыве Лаврецкого с женой, «русской парижанкой» Варварой Павловной, есть отголосок серьезной размолвки, которая произошла у Тургенева с Полиной Виардо.
Грустен финал романа - как песок сквозь пальцы рассыпалась почти вся жизнь.

«Играйте, веселитесь, растите, молодые силы... Жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить: вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака...»

«Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!»

Тонко, лирично, волнующе, мягко. Вот главные «фишки» прозы Тургенева. И уж его жизнь не была прожита «бесцветно и бесплодно», что не говори.

P.S. Кстати, известна достаточно злая эпиграмма князя и литератора Петра Андреевича Вяземского, подкинутая однажды Тургеневу:
«Талант он свой зарыл в «Дворянское гнездо».
С тех пор бездарности на нем оттенок жалкий,
И падший сей талант томится приживалкой
У спадшей с голоса певицы Виардо».
Ну а что эпиграмма… Николай Платонович Огарев уже за нас князю ответил:
«…Твой неуклюжий стих…
Совсем не бабочка, сидящая на розе,
А муза старая, почившая в навозе».
А Тургенев - молодец!

Серия сообщений "Мои рецензии":
Часть 1 - "Старая ратуша". Роберт Ротенберг
Часть 2 - "Вся жизнь перед глазами". Лора Касишке
...
Часть 20 - Аркадий и Борис Стругацкие. Дело об убийстве, или Отель "У погибшего альпиниста". Малыш. Пикник на обочине. Парень из преисподней
Часть 21 - А вы читали Дафну дю Морье?
Часть 22 - "Дворянское гнездо", "Рудин". Иван Тургенев

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

отзыв, книги

Previous post Next post
Up