А в курсе ли вы, что традиция свадебного ритуала, связанного с разрезанием торта женихом и невестой, насчитывает более пяти тысяч лет. Конечно, сначала это был простой хлеб: его преломление - священный символ для многих народов мира. Откуда же появились роскошные «многоэтажные» сооружения, без которого не обходится ни одна свадьба в Америке и Европе, а нынче и в России?
Храм-десерт
Английского булочника Уильяма Мортона-младшего в детстве очень впечатлил вид Сент-Брайдской церкви на Флит-стрит. Ее пышный купол, напоминающий перевернутый странный слоистый цветок, на всю жизнь отпечатался в воображении мальчика, и на свою собственную свадьбу он придумал первый в мире многоэтажный свадебный торт из крема, фруктов и теста. Это было 12 сентября 1781 года, вот и будем считать это число днем рождения того великолепного свадебного торта, без которого сегодня ни одна влюбленная пара не мыслит праздника. А в других странах традиция развивалась тоже весьма интересно. В Древнем Китае семья жениха посылала невесте четыре пирога, их нужно было подбросить вверх и поймать в простыню, которую родные молодой держали над головой.
А древние римляне примерно в 100 году до н э. на свадебном пиру бросали в невесту только что испеченные лепешки! Бедняжка должна была их ловить. Странная забава, да? Позже, правда, сжалились, и хлеб стал просто надламывать жених над головой девицы, после чего раздавал кусочки гостям, символично делясь с ними своим счастьем, а крошки, которые оставались на голове невесты, жених… собирал и съедал! (Крошки хлеба назывались «confarreatio», что означает «съедая вместе»). Вот из этого трюка появилось конфетти, которым щедро осыпают жениха и невесту на свадьбах по всему миру.
Русский след
А уж сколько богатых традиций у нашего народа - в смысле свадебного застолья! В языческие времена священным хлебом у славян считался каравай, без него создание семьи было невозможно. Каравай готовили с соблюдением строгих обрядовых правил. Изготовление теста - «расчиненье» поручалось только замужней женщине, выпекание - мужчине, разрезание - ребенку, а угощали гостей праздничной сдобой сваты. На протяжении всего процесса пелись особые «каравайные» песни, и до начала освящения брака молодые должны были коснуться хлеба лицами и поплакать над ним. А как изощренно каравай украшали! Сложными узорами и веточками калины, которой с языческих времен приписывают мистические свойства. Ни один русский свадебный стол не обходился и без куполообразного пирога - курника. Обязательный его компонент - куриное мясо. То неспроста! Курица считалась символом плодородия. И выпекали этот пирог строго в доме жениха (для невесты), украшали фигурками из теста: особо одаренные - изображали мужчину, женщину и полный комплект детей...
Начиная с 17-го века в Европе уже пекли на свадьбу настоящие торты - причем отдельно: для невесты и для жениха. Торт «мужской» обычно заранее разрезали на кусочки, укладывали в коробочки, обвязывали белой или серебряной лентой или просто писали инициалы молодоженов и ставили у выхода из дома: гости, расходясь по домам, брали лакомство, чтобы передать тем, кто не смог присутствовать на торжестве. А торт невесты уже попадал на стол к тем, кто почтил молодоженов своим визитом.
Символ невинности
Главное отличие торта невесты - в него запекали кольцо. Он был всегда только белого цвета - символ непорочности. И по размеру значительно превосходил «жениховский»! Шли века, вместе с мифом о непременной непорочности невесты размывались и пристрастия к белой гамме свадебного торта: теперь при изготовлении чудо-десерта каждый повар старается затмить всех - то есть придумать что-то такое, чего никогда никто не видел. Но есть и свои вершины в этом деле, разумеется. Они выдержали испытание временем и по сю пору считаются непревзойденными шедеврами искусства свадебного десерта. Французский кондитер Поль Грандье придумал когда-то изящный торт, получивший название крокембуш. Это восхитительно вкусное сочетание кремовых шариков, сложенных в пирамиду, украшеное свежими или засахаренными цветами и орехами. Торт пользуется огромной популярностью до сих пор, его заказывают и в Париже, и в Нью-Йорке, и в Пекине, и в Сиднее - если, конечно, позволяет кошелек... Этот торт, можно сказать, чемпион зрительских симпатий всех времен и народов.