Оригинал взят у
solojumper в
Донбасс: Война глазами обычного человека (письмо) Мы не знали, к какому разделу отнести данное письмо, ведь
SoloJumper - довольно аполитичный журнал. У нас нет даже рубрики «Письма наших читателей». Но и не опубликовать его мы не смогли, остановившись в итоге на разделе «
Мир»…
Предыстория
В Живом Журнале мы познакомились с 24-летней девушкой, которая в настоящее время проживает в Луганской области вместе с мужем и сыном. Наш редактор, проникнувшись изложенными обрывками жизни обычной донбасской семьи, спросил ее о некоторых подробностях. В ответ собеседница прислала свою историю - письмо под заголовком «Война глазами обычного человека».
Орфография и пунктуация автора сохранены.
Письмо
Февраль 2014 года. Лучшая подруга, приглашая меня на свадьбу, сказала: «И никаких отговорок! 14 июня чтоб была у меня!». Естественно, никаких отговорок быть не могло, и я выдала такую простую на тот момент фразу: «Ну разве что война начнется!» Пошутила, посмеялись… Но война началась. Страшная, настоящая и совсем не смешная.
Еще в конце апреля с ТВ и интернета мы узнавали, что где-то там, за несколько десятков километров от нас, уже идут столкновения, уже гибнут люди. Но, как обычно бывает, в голове крутились фразы вроде: «Ну до нас-то не дойдет! Да кому мы вообще нужны!..» Оказалось - нужны. Причем всем и сразу.
16 мая мой муж уехал в командировку. Спустя всего несколько дней возле нашего города вырос блокпост украинской армии. Всем стало немного не по себе, но не более. Солдаты вели себя мирно, в городе не появлялись, молча обустраивали себе местечко. Добрые жители, проезжая мимо блокпоста, угощали солдат мороженым, сигаретами и всякими вкусностями. Жалко ребят, копают эти окопы, вдали от дома.. к слову - солдатики были с Житомирской ВЧ. Многие спрашивали у них: «А зачем вы сюда приехали? У нас все тихо, никаких ополченцев-террористов-сепаратистов нету в городе..» Ответ был всегда один - они приехали нас защищать от сепаратистов и от возможного вторжения России. Защите люди всегда рады. Но не в этом случае. Ибо мы все знали - если пришла «защита», то придут и ополченцы.
Изначально, в марте-апреле, большинство жителей нашего небольшого городка (60 тыс. население) поддерживало идею референдума, федерализации и автономии. Прошедший 11 мая референдум многих еще больше окрылил - они увидели эти очереди, этот поток людей, и поняли - единомышленников большинство! Вот сейчас результаты референдума признает Россия, и мы будем требовать от Киева автономии! Да, о полной независимости тогда речи не шло.
Но «не так сталося, як гадалося». Ополченцы таки пришли. Тоже, кстати, «защищать» нас, на этот раз уже от украинской армии. Причем у мирных жителей опять не спросили - нужна ли нам эта защита?!
В одно прекрасное раннее утро, в 4 часа, мы услышали первые выстрелы. Защитники активизировались! Обе стороны защищали нас очень яростно, самоотверженно, стреляли друг в друга из всего, что было под рукой. Кровь, трупы, переполненная больница.. Повоевав немного в ближних боях, стороны решили не тратить силы и нервы и перейти к артиллерии. Чтобы уж разбить врага наверняка. Но вот несуразица - мирный город по каким-то непонятным для меня причинам оказался между двумя воюющими сторонами.
Украинские солдаты в город практически не заходили - боялись. Они были уверенны, что все жители их ненавидят, и вообще, мы все до единого террористы и хотим развалить их дражайшую Украину. Ополченцы же, наоборот, знали, что им здесь рады (с чего бы это?) и не стеснялись выкатывать свои пушки прямо на улицы города. Да, не в центре, слава богу, но на окраинах. Для украинских силовиков целью было полное уничтожение противника и, возможно, всех, кто его поддерживает. Для ополчения же целью была информационная война. А это намного опаснее. На тот момент весомой поддержки со стороны соседнего государства ополчение еще не получало, то есть воевать открыто с ВСУ и добровольческими батальонами не было возможности. Поэтому ставка была сделана именно на информацию. Выставить силы АТО (антитеррористическая операция, затянувшаяся на полгода и унесшая тысячи жизней) в самом плохом свете, чтобы не только жители Донбасса их боялись и ненавидели, а и весь мир узнал, что украинские солдаты уничтожают города, убивают мирных людей, женщин и детей. Цель есть, средства и способы реализации нашлись быстро. Провокация. Это именно то, что делали ополченцы в мае-июне в наших краях.
Происходило каждый раз все примерно так: несколько ополченцев вытягивают на мирную улицу спокойного города миномет или какую другую пушку, я в них не особо сильна, и делают несколько выстрелов в сторону блокпоста украинской армии. Все. Их миссия на этом закончена. Миномет быстро убирают, ополченцы скрываются в неизвестном направлении. Молодые перепуганные украинские солдаты и добровольцы с батальонов, определив примерно на слух, с какой стороны были выстрелы, по два-три часа «утюжат» со своей артиллерии то «примерное» место, где, на их взгляд, находятся страшные террористы. Таким образом были обстреляны крайние кварталы нашего города, соседний город и несколько соседних шахт. Ополчение добилось своего - украинская армия убивала мирных людей и рушила города. Мы боялись украинских военных, как огня.
Добавлю, что в ту ночь, когда артиллерия украинских силовиков впервые открыла огонь по нашему городу, я находилась в квартире одна с маленьким ребенком. И пережитое мною навсегда останется в моей памяти острым осколком, вызывающим слезы и дрожь каждый раз, когда к нему прикасаются. Тщетно пытаясь взять себя в руки, я сначала сидела в коридоре на полу, зная, что там наиболее безопасное место в квартире. Да, меры безопасности при артобстрелах перечитывались мною по два-три раза на день. Но мои нервы все же не были готовы к этой войне. Постучав к соседям, я даже не нашла слов, чтобы как-то объяснить, чего же я от них хочу. Слава богу, люди были хорошие и поняли все по моему лицу. Приютили, успокоили, дали валериану, вместе было уже не так страшно, и эту ночь мы с горем пополам пережили. Впереди меня ждала долгая поездка по заминированным полям и лесам к маме в деревню.
Все лето я с сыном провела у мамы. Неделю после приезда я ни с кем не разговаривала. Первый месяц не выходила даже в магазин. Каждый день прислушивалась к отдаленным взрывам и выстрелам, ждала, что вот-вот они дойдут и сюда. Ни о каких поездках, свадьбах и подружках у меня даже мыслей не было. Прошло лето, в деревне по прежнему было все спокойно и мирно. Приехал муж. В ближайших городах бои утихли. Уже месяца два не слышно было звуков войны. С наступлением осени мы решили возвращаться в город, так как ребенку нужно было в садик, а мужу на работу.
Сейчас, в конце октября 2014 года, во время так называемого «перемирия», я все еще жду. Жду войны. Меня не покидает этот страх. Я мысленно каждый день прокручиваю в голове те же правила безопасности, в тысячный раз представляю себе путь от дома до ближайшего бомбоубежища. А где-то там, не очень далеко, всего в каких-то десятках километров, война не прекращается. Тысячи горожан, как и я, со страхом прислушиваются каждое утро к звукам за окном, к словам прохожих, делают вид, что все нормально, что никто не боится, что подвыпившие люди с автоматами, патрулирующие город, не несут никакой угрозы. А в это время какая-то часть населения Донбасса все еще сидит в подвалах…
Напоследок хочется обратиться к воюющим сторонам. Вы все неправы. Нету среди вас «хороших и плохих», нету «добра и зла». Какими бы благими ни были ваши цели - ваши действия несут смерть и разруху. И я не буду углубляться в настоящие причины этой войны, искать организаторов и руководителей. Исполнители виноваты не меньше. Ополчение Донбасса и украинские солдаты - вы одинаково виновны в смертях мирных жителей. Я понимаю, что мы для вас всего лишь средство для ведения информационной войны. Но все мы Люди, вне зависимости от политических предпочтений. И никто, слышите, никто не дает вам права убивать безоружных людей! Пусть мы тысячу раз не правы и миллион раз не разделяем вашу точку зрения, вы не имеете права убивать нас за это. Если вам нравится воевать - идите в чисто поле и стреляйте друг в друга до последнего живого солдата или ополченца!
Мои политические пристрастия на данный момент не имеют значения, но в одном я уверенна: если бы украинский солдат не приехал на Донбасс на танке, а пришел бы с бумагой и карандашом, и сказал бы: «Братья! Ну что вы творите! Давайте как-то договариваться! Нам ведь нечего делить!» - все было бы иначе. Да, возможно, люди ошиблись, да, они незаконно провели референдум и почему-то решились что-то требовать от столичных властей. Но умная, независимая, думающая о своем народе власть поступила бы иначе в этом случае. Жаль, что за 23 года у нас ни разу не было такой власти.
Оригинал.