маму надо чаще навещать

Jan 07, 2011 21:39

был у родителей, залез в книжный шкаф и нашел там незнакомый томик в бумажном переплете 19 века. им оказался октоих синодального издания с датой бумаги 1833 г., без страницы с выходными данными. вроде маме кто-то отдал чтобы не валялось зазря. довольно скучное издание, которые во множестве перепечатывались с конца 18 века. открываю и нахожу под ( Read more... )

Leave a comment

kir_posternak February 1 2011, 15:38:20 UTC
А Вы занимаетесь этой темой? Можно где-нибудь познакомиться с Вашими публикациями?

Reply

coepulonus February 1 2011, 21:09:23 UTC
какой конкретно? по гвидовой сольмизации в россии я собирал матерьял и начинал писать большую статью. но там очень много проблем с источниковедением, а особенно с дылецким. я пришел к выводу что без подробного разбора этой темы невозможно правильно оценить его принципы сольмизации и вообще звуковысотной организации, что очень связано. вот пока больше занимаюсь этим вопросом, так как не привык чтото голословно утверждать. вот соберу все списки дылецкого, опубликую текстологический анализ, тогда можно добивать сольмизацию.

Reply

kir_posternak February 2 2011, 09:47:30 UTC
Меня, честно говоря, больше интересует эволюция простого обиходного пения, в частности, способы его многоголосного исполнения до создания львовского обихода; соотношение одноголосия и многоголосия в партесном пении (как в стиле "постоянного" многоголосия, так и в концертном стиле). В практическом плане - сделать (и, может быть, даже исполнить) реконструкцию раннепартесной всенощной и литургии - не как набор отдельных музыкальных произведений, но как полную службу, со всеми положенными песнопениями: ектениями, тропарями, стихирами, седальнами и т. д.

Reply

coepulonus February 2 2011, 10:11:08 UTC
Понятно. желание похвальное, хотя я не очень понимаю что такое "ранний партес", это слишком общий термин, партес. и классификация протопопова постоянное - непостоянное многоголосие мне не очень нравится. ну да ладно. рукописей много. но не факт что до 18, да и в 18 были службы со сплошным многоголосием. У меня есть Плотникова Н. Партесные гармонизации etc. (2005). Вам надо? И еще вопрос, Вы кажется на Украине обитаете? Меня интересуют пара рукописей из Киева, где я не знаю когда могу быть. Вы бы могли для меня навести справки, а то через границу не всегда получается?

Reply

kir_posternak February 2 2011, 10:49:25 UTC
Спасибо, Плотникова у меня есть. По поводу партеса - безусловно, тут имеется значительная путаница. Я бы отставил именование "партесное пение" только за концертным стилем, пришедшим в Россию из западнорусских земель, в то время, как стиль "постоянного многоголосия" генетически восходит к строчному пению и по сути является его дальнейшим развитием на новом уровне (как я это вижу). Известно свидетельство современника, что Пётр I "пение любил простое, четырехголосное, партесов не любил" - то есть уже тогда чувствовали принципиальную разницу между этими стилями. И это различие сохранялось, даже когда стали появляться композиции в духе "постоянного многоголосия" на 8, 12, 16 голосов. Эти стили никогда не смешивались. Даже в таком крупном певческом центре XVIII в., как Ярославль, в одних храмах практиковалось исключительно "концертное" пение, в других - "постоянное многоголосие", композиций, которые можно было бы трактовать, как "переходные" пока не найдено (хотя ярославские рукописи активно изучают, см., напр., публикации в последних ( ... )

Reply

coepulonus February 4 2011, 13:01:34 UTC
понятно. почему-то я подумал что Вы с украины. ваш подход мне импонирует. я уверен в том, что многоголосие и одноголосие соединялись. хоры не были большими, и необходимости петь все всем вместе не было. сколько в станице конце 17 века? конечно, циклы служб могут подсказать что исполнялось многоголосно а что нет, но есть и проблема того как могли соединяться разные рукописи (то есть репертуары) а конкретноц службе. содержание отдельных рукописей не всегда может помочь реконструировать такое, во всяком случае содержание большинства. если титов написал 3 пьесы из литургии, то смысл написания мог быть особым - именно эти пьесы хотели заменить, например, в том цикле, которым пользовались. важнее было бы исследовать собрания отдельных хоров. церквей и принадлежащих одним переписчикам. знаю, что это очень сложно из-за сохранности. какието вещи могли петься наизусть и т.д. хорошо бы также исследовать не только стилистически, а еще и функционально. есть у нас тут мысль заняться созданием базы многоголосия - это бы помогло реально оценить ( ... )

Reply


Leave a comment

Up