Nov 15, 2012 23:05
Причины постсоборного кризиса лежат в годах дособорных. Традиционалисты, к моему глубокому сожалению, этого не понимают, как и не понимают того, что Традицию В2 не прерывал, как подчеркивают многие богословы, и Папа Бенедикт XVI в том числе. Другое дело, что после собора многие в реформистском угаре ринулись отменять все подряд - но к кризису это имеет слабое отношение, потому что Церковь, увы, проморгала промышленную революцию начала 19 века и перестройку общественного уклада вместе с нею - и дальше вынуждена была "догонять", не всегда давая адекватные ответы на изменившиеся условия. Речь при этом не идет, опять же, об изменениях истин веры, а о том, какими словами научить людей этим истинам и как показить их в повседневной жизни. На практике же (и это видно как из папских посланий, так и из высказываний священников и епископов) Церковь иногда словно забывала, что на дворе не 17 век, и с фабричными рабочими и фабрикантами разговор должен быть другой, чем с старой аристократией, крестьянами или рабочими более мелких мануфактур. Вместо диалога с социалистами - а таковой был возможен, особенно в Италии эпохи Рисорджименто, где социализм во многих людях соединялся с глубокой верой в Бога, вышло, прямо скажем, огульное осуждение и подведение всех поголовно социалистов под анафему. Во всякой политике, и в церковной в том числе, есть две стороны - мягкость и твердость, разумно применимые. Твердости хватало с избытком, мягкости было мало. Еще раз подчеркну, речь веду не о постсоборных временах, а о дособорных. К моему глубокому, опять же, сожалению, традиционалисты не понимают, что пребывая на сегодняшний день в крайностях и отстраняясь от жизни Церкви, они сами дают дорогу тем, кого закономерно порицают, а именно ультрамодернистам и неопротестантам внутри Церкви.