Текст не мой. Взят
отсюда.
Очень рекомендую подписаться на автора. Наблюдаю за ним полгода - всегда точно в цель.
Первое. Исчерпание «крымского» потенциала консолидации.
Конечно, информационная линия «страна окружена кольцом интервентов» дает пока еще некоторые результаты, но о том политическом потенциале, который был у власти после воссоединения с Крымом уже даже и мечтать неприлично.
Увы, полученный властями политический ресурс в виде «крымской консолидации» был истрачен «неталантливо». Не «бездарно», но «неталантливо», слишком по мелочи. Нет, конечно, не все так плохо и есть неплохие экономические результаты, но в политическом плане стратегический ресурс «крымской консолидации» был потрачен на «пятаки». Власть так и не решилась на какую-то структурную перестройку политического и в целом, - общественного пространства. Не решилась, не понимая, что «крымский импульс» был таков, что перестройка эта пойдет в любом случае. Все же умение мыслить вперед не на два, а на три шага, - великая вещь.
Что такое «возврат к докрымскому состоянию»? Прежде и главнее всего, это означает возвращение - до известной степени, естественно - актуальности тем общественным тенденциям, которые были «до Крыма». Я напомню только один эпизод: весна-лето 2013 года для России ознаменовалось возникновением широкого и идейно, как ни странно, внятного «движения в поддержку «приморских партизан», суд над которыми как раз шел. И хаотическими попытками властей с этим «движением», безусловно, экстремистским и не просто антивластным, но антисистемным, бороться. Что привело к существенному росту популярности «партизан».
Вот, так вот….
Понимает ли власть ситуацию? Отчасти понимает. Нынешняя политика властей «ничего не трогать руками» и только «объявлять остановки» отражает их понимание, что если что-то начать сейчас «конструировать», будет сильно хуже. Собственно, поэтому «политический блок» нашей власти в последние полгода откровенно перешел в режим «на наш век хватит».
Боюсь, не хватит: тот «политический спектр», который сейчас существует, пока еще частично отражает текущие реалии. Но он точно не адекватен тому, что начинает вырастать в результате событий последний 2х лет.
Назову только две вещи:
• Усиление влияния «крестьянства». Понятно, что никакое это не «крестьянство», а крупные и средние товаропроизводители. Но они впервые за много лет получают право на свой политический голос - у них деньги теперь есть. И не исключу, что во власть потянутся «новые люди». Совсем новые. Некомфортные люди. Волчары это будут. Кулачьё.
• Ослабление «городского среднего класса», вытеснение его в маргинальные, часто деполитизированные ниши, частично - отъезд «активистов». Так, что большой вопрос, - есть ли база (и социальная, и организационная) для массового прозападного движения. А, ведь наша власть очень комфортно себя с ними чувствовала….
И этих двух аспектов хватит для того, чтобы понять: изменения в политической структуре будут значительны. И, думаю, некомфортны для нынешних властей.
Второе. Кризис «партии власти». Идейный и организационный
Хотя съезд ЕР и прошел содержательно лучше, чем можно было себе представить, и даже некоторые слова лично мне симпатичные там произносились, он не решил ни одной структурной или институциональной проблемы.
А главное - она так и не смогла ответить на вопрос - кто ее социальная опора. Хуже того, - она даже не попыталась это сделать. Еще хуже: озвучиваются прямо противоположные подходы к этому вопросу. А, ведь, понятно, что традиционная формула опоры на бюджетников уже работать не будет. Совсем. И это более опасная вещь, чем развеселившее политологов метание - во всяком случае, в заявлениях кураторов ЕР - от центризма к либерализму и обратно.
И, да, про семейственность, сильный такой звоночек был. Неожиданный. «Под дых» был звоночек.
Понятно и то, что «партхозактив» намерений властей не понимает, политической власти не очень доверяет и ждет от нее подвохов и дальше. Я бы назвал прошедший съезд ЕР «съездом настороженных». Общее настроение номенклатуры, видимо, можно определить следующим образом: «пока не сдали, но вот-вот».
Что это означает? Да, прежде всего, то, что номенклатура, особенно региональная не будет так усердно «подписываться» под инициативы сверху.
Вообще, ситуация вокруг ЕР и ее управляющих структур дает сейчас больше пищи для ума, чем когда-либо. Может, я и не прав, но, во всяком случае, мне впервые за последние лет 10-12 интересно, что происходит в ЕР. Это показывает то, как начальство видит не столько ЕР (тут, думаю, ничего хорошего начальство не думает), сколько окружающую ЕР политическую действительность.
Мне иногда кажется, что высшая власть имеет внутренний «хитрый план» провести выборы ГД так, чтобы были обоснованные сомнения в легитимности законодательной власти, чтобы ее можно было в любой момент разогнать под аплодисменты большей части общества.
Третье. Антикремлевский разворот «патриотов»
Нет, конечно, я не считаю «Комитет 25го января» серьезным мероприятием хотя бы потому, что я не считаю его участников серьезными людьми. Я вообще к «патриотам» отношусь крайне скептически, но объективно они занимают значительную часть не столько политического, сколько общественного спектра. И еще: наш современный патриот неконструктивен, не креативен, ибо действует в традиционном формате: «Глупость или измена?» и «Из спальни царицы к Вильгельму прямой проводъ ведетъ», не особо задумываясь о первоисточниках инфы, но суетлив. И в этом его сила. Толку от патриотов для страны мало, но шума и пыли они создают с избытком.
Так вот - все или почти все «патриоты» (о НОД - не будем, мы все же стремимся оставаться во вменяемой части политического пространства) теперь будут играть в целом от «анти-кремлевской» повестки дня. Вопрос только в степени радикальности. Новые тенденции делают совершенно неизбежным для патриотов, даже для «вменяемых», отстраивание от Кремля и работу на внепарламентском поле с понятными, надеюсь, общественными следствиями и последствиями.
Главной мишенью критики для «патриотов» и примкнувшей к ним разочаровавшейся посткрымской массовки будут не либералы, и не вашингтонский обком. А… Правильно: Кремль, вернее, политическая власть. Собственно, это уже произошло. Ключевая точка кристаллизации новых тенденций в патриотическом сообществе будет, несомненно, - вторая годовщина воссоединения Крыма и начала «славянских» событий в Донбассе. Будет очень интересно посмотреть особенно на содержательную сторону дела.
Но есть и другая сторона вопроса. Играя против Кремля и прокремлевских сил, причем играя не в ворота, а «во вратаря» (кто-то в этом сомневается?), патриотическое сообщество будет простой логикой своего поведения сдвигать провластные силы (пока на Темнейшего будут наезжать только совсем отмороженные: даже К.Крылов пока это делает очень осторожно, так, что главным «назначенным врагом» будет «человек с айфоном» и возглавляемая им ЕР) в либеральную сторону. Это будет называться «центризмом» но по сути это будет либерализм, в том числе, и политический, не только экономический. То есть, в сторону, противоположную, хотя и мягкому, нерадикальному, но отчетливому главному вектору общественных настроений. Такая «загогулина» получается. Интересная для нас и опасная для «партии власти».
Четвертое. Падение качества текущего госуправления.
Наиболее откровенно это проявляется в системе городского хозяйства. И ладно бы сбои были только в Москве - здесь вообще ситуация перестает быть «томной». И я имею в виду не «казус ларьков». Много признаков других, более пугающих. А главное, - ровно такие же постоянные сбои в текущем управлении любой человек видит и в других регионах страны. Даже там, где качество текущего управления всегда было высоким. Например, «на северах». Или в той же Оренбургской области - ровно об этом был случай со «снежным затором»: сбой текущего управления еще даже не в кризисной, а в предкризисной ситуации.
Поделюсь наблюдением по Москве: январские снегопады все помнят. Система городского хозяйства выдержала две волны снегопадов («на троечку», но выдержала), но сломалась на третьей и после так и не смогла восстановить свою эффективность. И не только в сфере уборки снега.
И это, - не считая резко увеличившегося объема «халтуры» в действиях властей.
И это, - не говоря о наблюдаемом нами почти повсеместно «административном экстазе» местных властей, которые кажется, за крайне редким исключением, превращаются во «внеконтекстные сущности». Ну, вы поняли, что я имею в виду.
Возможно, я «экстраполирую лишнего», но рискну сказать: система текущего управления не выдерживает длительного напряженного режима. Однократно, - выдерживает. Но в течение некоторого относительно длительного времени работать в повышенном ритме она не может. И это не проблема персоналий. Это проблема системы. Мы ее не замечали потому, что раньше сбой системы просто «заливали деньгами».
Обратите внимание и на рост аварийности по энергетике и по транспорту. Это касается всей страны, а особенно крупных агломераций.
Почему важен именно местный уровень? Потому, что крупные социальные турбулентности обычно начинались с локальных, казалось бы, мелких проблем. Например, с очередей за хлебом. На муниципальном уровне происходит локализованный фокус общефедерального состояния. Собственно, там и так и происходит обострение политической ситуации.
Пятое. Разнонаправленные векторы в борьбе с коррупцией.
Совершенно очевидно стремление властей притушить накал борьбы с коррупцией (особенно в том виде, как он наблюдался в середине 2015 года), поскольку это оказалось слишком опасно. «Отдельные недостатки» стали слишком очевидно сливаться «сливаться» в довольно «плотную» картину, которая начала стимулировать вопросы о том, а кто, собственно, это все породил? Ну, понятно, что Ельцин. А еще кто? Снижение накала антикоррупционных настроений реализуется в СМИ под весьма циничным соусом: «эти уже наворовали» и «везде воруют», которые, думаю, все мы заметили где-то с декабря.
Но нравится это кому-то или нет, но борьба с коррупцией действительно стала системообразующим вектором общественных настроений. Идея овладела массами. И свернуть ее можно только с колоссальными политическими издержками, которые в силу хронологических обстоятельств реализуются как раз к выборам.
Но даже не это главное, - те коррупционные дела, которые уже были инициированы, уже просто так не «прихлопнешь». А еще более главное, - уже инициированные дела создали такие «завязки» в правящей элите, что они в любом случае будут использоваться для давления друг на друга и сведения счетов еще очень долго и вне зависимости от высших политических установок. Причем с максимальным сбросом всякого разного компромата на публику.
То есть, «закрывай» борьбу с коррупцией, не закрывай, «процесс пошел», получил внутреннюю логику саморазвития, т.е. остановить его будет почти невозможно… Автоколебания политической структуры, как говорится. В истории нашей страны такие автоколебания приводили, как правило, к самым печальным последствиям.
Шестое. Нарастание и фокусировка негативных общественных ожиданий.
Угрюмость общественных настроений, нарастание негативных ожиданий. Один из важнейших показателей, - это падение торговли в существенно большей степени, чем это обусловлено объективной экономической ситуацией. Народ «зажался» и ждет в основном плохого. Безусловно, это процесс естественный. И во многом связан с катастрофическим провалом государственной информационной политики, которая в основном только усугубляет ситуацию. Конечно, ничего совсем тут трагического нет.
Но есть две проблемы:
С одной стороны, угрюмость общественных настроений слишком очевидно связывается в обществе с деятельностью властей, которые «продолжают жировать», несмотря на кризис. Так это или не так в действительности и, правда, ли, что губернаторы и разного рода «общественники» объедаются черной икрой, не имеет значения - важно ощущение. А оно, увы: «воруютъ и жируютъ». По правде сказать, власть, особенно местная, многое сделала, чтобы это ощущение усилить. Повторюсь: наши региональные элиты в гораздо большей степени, нежели федеральные, перестали ощущать «характер исторической эпохи», говоря по-научному.
С другой стороны, народ у нас сейчас удивительно собран и сконцентрирован. Поразительны цифры сокращения преступности и самоубийств. Это понятно: «враг у ворот». Но эта «пружина» рано или поздно разогнется. Она не может слишком долго находиться в сжатом состоянии. И это будет, поверьте, не на выборах. Это будет ПОСЛЕ выборов. И, вот, куда она разогнется….. А наша власть так и не смогла предложить обществу ни больших проектов для самореализации, ни дельных механизмов «выпускания пара».
В итоге напрашиваются следующий выводы:
Тут даже не вопрос о том, сможет ли власть управлять множащимся количеством «расшатываний» привычной и комфортной социально-политической системы в условиях сокращающегося политического ресурса и «кризиса авторитета» и нарастающих «автоколебаний» в элитных кругах. Ответ очевиден: не сможет. Посему «плыть по течению» будет не самым плохим вариантом. Хотя и в этом случае, рано или поздно где-то «прорвет трубу».
Вопрос в другом. Есть три вектора:
• Кристаллизация позитивных социально-экономических тенденций. Они есть, тут спорить нельзя, их довольно много, но вопрос в том, что они должны окончательно оформиться. Это даст еще не прямой экономический позитив, но его обоснованное ожидание.
• Нарастание «местных» сбоев и «автоколебаний» в системе государственного управления, которые складываются в картину неэффективности власти.
• Расшатывание (изменение, но по факту пока - расшатывание) социальной структуры общества, сложившейся в период нефтегазового гламура. А с ней - и порожденных ей политических структур и институтов.
Сойдутся эти вектора, на мой взгляд, где-то в промежуток от августа до наверное, октября-ноября. Ну, как это обычно у нас в стране происходит.
Вот, собственно, и будет «пик» кризиса.
Ну не совсем в его классической трактовке, а такого, когда низы уже не могут, а верхи еще не хотят. И какой вектор станет решающим, - мне пока не ясно.
А главное, развитие ситуации на долгие годы может быть определено каким-то мелким эпизодом, даже случайностью. Мне это не очень нравится.
А вам?