Я тут, между прочим, истматом занимаюсь. Не большевистским, переросшим в советский и, позже, в постсоветско-марксистский, а диалектическим истматом. Тем, в котором нет партийности, нет любимчиков, нет подыгрывания им со стороны исследователя. Многие историки, пусть с оговорочками и экивоками, сейчас придерживаются его принципов.
Напомню, что диалектика диктует, что все что произошло, произошло справедливо и иначе произойти и не могло. Если вы начнете копать абсолютно любой кейс, случившийся когда угодно в прошлом, то, при изрядном погружении в его проблематику, начнете понимать, что случившееся в данном случае в высшей мере закономерно. Это касается как внезапно пробравшего вас поноса, так и вымирания динозавров. Нужно только лишь вскрыть тот ряд закономерностей, которые привели к тому, к чему привели. Иногда, часто, эти закономерности прячутся от исследователей под личинами случайностей, их нужно вскрывать, и вплетать в контекст. Практика показывает, что наука в целом и ее историческая отрасль в частности с этим справляется. Сомнений в том, что история - точная наука, возникает все меньше. На любом уровне бесконечных и безграничных процессов текших во вселенной постулат объективной справедливости всего произошедшего работает. Исключения из него, вроде-как, недопустимы, хотя тут нужно быть осторожным, так как это напрямую связано со строением вселенной, которое нам до конца не понятно. Учитывая, что о таких исключениях науке на данный момент ничего не известно, их можно не учитывать в наших построениях. Как появятся - будем встраивать.
Вот этот диктат справедливости, как следствие объективности мировых процессов, не просто применим в диалектическом историческом материализме, а он составляет саму суть этой научной дисциплины. Она очищена от вот этих вот левых хотелок, бросовых идеальчиков, порожденных развитием человечества. От веры в ангельскую чистоту природы человека, от убеждения в том, что прогресс это что-то хорошее и приведет в итоге к чему-то прекрасному. От веры в порочную природу людин и о неизбежной геены огненной был свободен уже советский истмат.
Можно возразить против волюнтаристски применяемого мною термина справедливость, ведь все эти промежуточные результаты, кейсы исторического развития человечества можно назвать закономерностями. На это я отвечу, что если не совокупность исторического развития людей (и любой частный случай этого развития) называть объективной справедливостью, то что тогда называть объективной справедливостью? А полный отказ от данного термина - путь в многолюдный лагерь поборников исторического постмодернизма, не признающих по-факту своих измышлений объективности как таковой, то есть, недостойный кмк путь для умного человека в современных реалиях. Субъективная же справедливость - зверь многочисленный, с природой понятной и для науки полезный только как объект изучения.
Впрочем, каждому свое.