В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ
19.02.2009 г.
В сентябре 2008 года депутаты Верховного Совета ПМР приняли ряд изменений в Закон ПМР «О таможенном тарифе». В частности, с 1 января 2009 года в республике вступили в силу новые правила порядка налогообложения ввозимых в республику транспортных средств. До этого времени порядок расчета оплаты таможенных пошлин и платежей на автотранспортные средства зависел от конкретных факторов - даты выпуска автомобиля и рабочего объема двигателя.
Новшества в отношении транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ПМР физическими и юридическими лицами, комментирует ст. инспектор управления организации таможенного контроля ГТК ПМР Борис ПАНЬКО:
- В соответствии с Законом ПМР «О внесении изменения и дополнений в Закон ПМР «О таможенном тарифе» от 26.09.2008 года №555-ЗИД-IV для транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию ПМР с целью выпуска в свободное обращение (коды ТН ВЭД СНГ 8702, 8703, 8704), изменился вид ставки таможенной пошлины.
С 1 января 2009 года действует комбинированная ставка пошлины, которая включает в себя адвалорную и специфическую ставки. Адвалорная исчисляется в процентном соотношении от таможенной стоимости товара, специфическая - в долларах США за единицу измерения объема двигателя.
В отношении транспортных средств (коды ТН ВЭД СНГ 8702, 8703, 8704) установлены следующие ставки ввозных таможенных пошлин в зависимости от года их выпуска:
- до 3-х лет - 2 процента от таможенной стоимости, но не менее 0,20 долл. США за 1 куб. см объема двигателя;
- от 3-х до 7 лет - 4 процента от таможенной стоимости, но не менее 0,25 долл.США за 1 куб. см объема двигателя;
- от 7 до 10 лет - 6 процентов от таможенной стоимости, но не менее 0,35 долл.США за 1 куб. см объема двигателя;
- от 10 до 15 лет - 8 процентов от таможенной стоимости, но не менее 0,55 долл.США за 1 куб. см объема двигателя.
Следует также обратить внимание, что вышеуказанным Законом введены меры экономической политики, согласно которым ввоз в нашу республику транспортных средств с целью их выпуска для свободного обращения допускается в случае, если на день ввоза транспортного средства прошло не более десяти лет с момента его выпуска.
Для выполнения требований этой статьи Закона «О таможенном тарифе» установлены переходные положения, которые предусматривают, что в период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года ввоз в Приднестровскую Молдавскую Республику транспортных средств с целью их выпуска для свободного обращения допускается в случае, если на день ввоза транспортного средства прошло не более пятнадцати лет с момента его выпуска, а в период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года - ввоз в ПМР транспортных средств с целью их выпуска для свободного обращения допускается в случае, если на день ввоза транспортного средства прошло не более четырнадцати лет с момента его выпуска.
Эти требования не распространяются на коллекционные модели транспортных средств, имеющие художественную, историческую и иную ценность, для которых ставка импортной таможенной пошлины составляет 5 процентов от таможенной стоимости ввозимых транспортных средств.
Для транспортных средств, вывозимых за пределы таможенной территории Приднестровской Молдавской Республики, также установлены дополнительные требования. В частности, при вывозе транспортного средства (коды ТН ВЭД СНГ 8702, 8703, 8704) за пределы таможенной территории ПМР без обязательства о его ввозе на эту территорию до истечения двух лет со дня первоначальной регистрации и постановки на постоянный учет на территории ПМР с владельца транспортного средства взимается платеж, равный сумме импортной таможенной пошлины, установленной на момент ввоза данного транспортного средства с применением повышающего коэффициента 2, то есть вносится платеж в размере удвоенной суммы таможенной пошлины, установленной при ввозе транспортного средства.
ОТ РЕДАКЦИИ. Решение о необходимости корректировки ранее существовавшего порядка налогообложения ввозимых в республику транспортных средств парламентарии объяснили тем, что в ПМР сложилась такая ситуация, когда владельцы транспортных средств, а особенно дорогостоящих, при таможенном оформлении оплачивают налоговые платежи в существенно меньшем объеме, чем владельцы транспортных средств в соседних государствах. В то же время, специалисты Государственного таможенного комитета ПМР в процессе ознакомления с проектом Закона ПМР «О внесении изменения и дополнений в Закон ПМР «О таможенном тарифе» указывали на целый ряд вопросов, которые могут возникнуть в процессе его применения. Комментирует позицию ГТК ПМР начальник правового отдела Сергей ПАРАСКЕВА:
- Необходимо обратить внимание на несколько важных моментов. Совершенно очевидно, что при ввозе транспортного средства, при его таможенном оформлении и последующей постановке на учет владелец уплачивает все установленные законодательством платежи, налоги и сборы. Тем самым, транспортное средство становится абсолютной собственностью его владельца, и, соответственно, собственник вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом и определять его дальнейшую судьбу. При установлении же дополнительного платежа (речь идет о двойном размере импортной пошлины при вывозе транспортного средства) усматривается нарушение права собственности, установленного и гарантированного Конституцией ПМР и действующим законодательством ПМР, однако необходимо исходить из того, что вопросы установления конституционности тех или иных норм являются компетенцией Конституционного суда ПМР.
Кроме того, согласно действующим международным нормам и нормам законодательства ПМР, год выпуска транспортного средства не должен являться запретом для выпуска товара для свободного обращения, при условии, что под иные таможенные режимы данный товар может быть помещен. Коллекционные же транспортные средства подлежат классификации в товарной позиции 9705 ТН ВЭД. В соответствии с Указом Президента ПМР от 23 сентября 2008 года №611 «Об утверждении на 2009 год таможенного тарифа на товары, импортируемые на территорию Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 08-38) на данную товарную позицию установлена ставка импортной пошлины в размере 2 процентов от таможенной стоимости, что не соответствует 5-процентной ставке, установленной Законом ПМР «О таможенном тарифе».
Здесь приведена лишь часть законодательных противоречий, установленных специалистами ГТК ПМР во время работы над проектом закона. Насколько взвешенными и жизнеспособными окажутся принятые депутатами поправки в Закон ПМР «О таможенном тарифе», покажет в ближайшее время сама жизнь. Однако нельзя не отметить, что по результатам анализа специальной таможенной статистики, введение мер, сопряженных с изменением порядка налогообложения ввозимых в республику транспортных средств, приведет к снижению доходов нашего государства от импортной таможенной пошлины. А это, с учетом сложившейся экономической ситуации, еще более усугубит и без того непростую социальную ситуацию в Приднестровье.
ОТ РЕДАКЦИИ. Импортный таможенный тариф на 2009 год вновь был принят на основе устаревшей 9-значной системы кодификации товаров, от которой отказались практически все страны СНГ. Вопрос о необходимости перехода Приднестровья на ТН ВЭД Российской Федерации поднимался в последние годы таможенным комитетом на самом высоком уровне. Внедрение российской системы, основанной на 10-значном коде товаров, без сомнений, упростило бы внешнеэкономическую деятельность приднестровских предприятий, ориентированных в основном на российский рынок. Данный вопрос был поднят производственниками и в ходе заседаний Общественного консультативного совета по таможенной политике при ГТК ПМР. Об истоках и особенностях развития этой проблемы рассказывает инспектор аналитического отдела ГТК ПМР Виктория БОРОДИНА:
- В настоящее время таможенные органы ПМР применяют товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности СНГ (ТН ВЭД СНГ), изданную до 2000 года, в которой используется 9-значная система кодирования товаров. История ее создания такова. В 1995 году в Москве было подписано Соглашение о принятии единой ТН ВЭД Содружества Независимых Государств. Правительства 12 стран - членов СНГ, стремясь к унификации форм таможенной статистики и упрощению таможенных процедур, договорились тогда о принятии единой ТН ВЭД СНГ, основанной на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации. Ввод в действие ТН ВЭД СНГ состоялся 1 января 1997 года.
С 1 ноября 2002 года таможенная служба Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ, использует для таможенных целей Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России), в которой применяется 10-значная система кодирования товаров. Кроме того, большое количество кодов товаров исключено из 9-значного уровня кодирования либо добавлено на 10-значном уровне. Главенствующим различием в настоящее время между товарными номенклатурами СНГ и России является несоответствие примечаний в обеих номенклатурах, что зачастую приводит к различию классификации товара даже на уровне четырех знаков.
Рассмотрим наиболее яркие примеры несоответствия кодирования товаров. Например, «бумага для письма и печати формата А4 (210х297 мм)» в соответствии с ТН ВЭД СНГ, используемой на территории ПМР, классифицируется в товарную позицию 4823, а по ТН ВЭД России данный товар необходимо классифицировать в товарную позицию 4802. Причина данного несоответствия - изменения в примечаниях к группе 48. Еще пример: «мониторы для компьютера» - по ТН ВЭД СНГ 2000 года они классифицируются в товарную позицию 8471, а по ТН ВЭД РФ имеют код 8528. Это произошло из-за кардинального изменения текста примечаний и наименований товарных позиций.
Необходимо отметить, что многие наименования в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности России вообще исключены. Возьмем «магнитофоны»: на территории ПМР данные товары имеют код 8520, однако в ТН ВЭД России такая товарная позиция отсутствует, а «магнитофоны» отнесены к товарной позиции 8519, в которой, в свою очередь, были внесены изменения в примечания к группе. Рассмотрим «инструменты ручные со встроенным электродвигателем», которые в ПМР относятся к товарной позиции 8508. По ТН ВЭД РФ данная товарная группа перенесена в позицию 8467, а под кодом 8508 вообще обозначены «пылесосы». Подобных примеров можно привести огромное количество.
В соответствии с международной системой товарной номенклатуры, разрабатываемой Всемирной торговой организацией, которая учитывает все изменения в товарообороте, коды товаров должны обновляться один раз в пять лет, так как за это время появляются новые товары, оборудование, а старые находят отражение в позиции «прочее». Все страны СНГ, в том числе и Россия, с 1 января 2007 года привели свои кодировки в соответствие с новым перечнем, который затронул около тысячи товарных позиций, что составило примерно 10-15 процентов всей Товарной номенклатуры.
На сегодняшний день приходится констатировать, что товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ уже изъята из розничной продажи, так как большинство стран СНГ перешло на ТН ВЭД Российской Федерации. Некоторые страны Содружества, не использующие для целей ведения внешнеэкономической деятельности российский аналог, приняли на своей территории собственные товарные номенклатуры. Примером тому является Украина. Как считают специалисты ГТК ПМР, основываясь в т.ч. на предложениях участников ВЭД, аналогичные изменения требуется внести и Приднестровью. ГТК ПМР уже не первый год пытается внедрить для использования на территории ПМР ТН ВЭД России, однако его инициатива не находит поддержки у Министерства экономики ПМР. В результате осуществляется ежегодное издание импортного тарифа в редакции ТН ВЭД СНГ 1997 года.