мое интервью для львовской газеты "Высокий Замок" (укр.яз)

Apr 20, 2011 22:00

Анастасія Кононенко: «Іноді хочеться стати мухою...»
Розмова письменниці з фотомайстром.



Лариса ДЕНИСЕНКО:
"Анастасію Кононенко я відкрила для себе як письменника,
який промовляє до читачів яскравими образами своїх фотографій.
Зараз її світлини тішать колекціонерів України, Росії, Естонії, Фінляндії, Таїланду та Індії.
Про творчість, мандри та життя - у нашій розмові."


Друзья, Лика выложилана русском, кому интересно:


Анастасия Кононенко: «Иногда хочется стать мухой ...»

Лариса Денисенко

Анастасию Кононенко я открыла для себя как писателя, говорит читателям яркими образами своих фотографий. Сейчас ее фотографии радуют коллекционеров Украины, России, Эстонии, Финляндии, Таиланда и Индии. О творчестве, путешествиях и жизни - в нашем разговоре.

- Настя, вы учились у Даниила Лидера, это, бесспорно, настоящий мастер. Как вы считаете, что вам дало наблюдение за ним, обучение, из ваших работ вы можете считать, где, кроме вашей причастности, есть еще и дыхание вашего учителя?

- Даниил Лидер сознательно не учил нас делать декораций. Человек с чрезвычайно богатым жизненным опытом, он рассказывал о своей жизни, о войне, о чувствах, простые вещи, детство. Мы учились любоваться жизнью, наблюдать за ним, находить интерес в вещах, на первый взгляд, неинтересных и драгоценности в мусоре под ногами. Ничего не выдумывать, а извлечь сущность и подавать ее образно. Много рассказов Данилыча (так мы его называли) до сих пор работают как внутренний компас, держат как в фокусе, и неважно, в чем потом это проявляется - в сценографии или в жизни. Он вложил в нас понимание жизни как молекулу в ДНК. Вспомнились его слова: «Если вам, не дай Бог, придется увидеть ядерный взрыв, гигантский гриб, вы будете ошарашены его красотой!" На самом деле он говорил о сценографии, о спектакле, о том, как точно и своевременно мизер (атом) должно сработать на зрителя. Или другое: «Почему начинается война? Потому что, образно говоря, кто плохо подковал лошадь, какой кривой гвоздь в подкове заставляет его хромать. Он идет кругом медленнее - медленнее работает мельница, который он крутит. Отсюда - нехватка муки, дефицит хлеба, голод. Голодный народ восстает. Что такое гвоздь и что такое война? Они неразделимы ». Лидер называл это «конфликт». Главный инструмент, ключ к пониманию, который он дал. Впоследствии я узнала, что Данилыч родился в один день с Буддой, в День Белого Лотоса.

- Вы - художник-постановщик многих мелодрам. Это ваш личный жанровый выбор или просто так сложилось? И, соответственно, что является главным, на ваш взгляд, для того, чтобы визуально образы героев мелодрам были убедительными?

- Так сложилось. Просто в то время было популярно снимать мелодрамы. Я думаю, самое важное - это точность интонации, внутренней «музыки» героя. Если термин «мелодрама» применялся как одно из определений оперы, музыкально-драматического произведения, в котором герои не поют, а декламируют, при этом музыка сопровождает произнесение текста, то в кино, так же и в фотографии, хочется без текста «читать» героя . В кино это может сделать только глубокий, вдумчивый артист. Такие ноты я ищу в фотографии, в жизни обычных людей, где нет актеров, но есть герои, есть художественно-документальный образ, преобразование документа в образ.

- Чему театр учит, чем обогащает сценографа? И какая ваша театральная работа была тяжелее для вас, и почему? А какая больше запомнилась?

- Я родилась и выросла в театре. Очень люблю клеить макеты. Часто именно при создании макета приходит решение. Стараюсь быть не отстраненным художником, сдал макет и эскизы, потом принял декорации и вышел на поклон. Я люблю быть на репетициях, между ними просиживать ночами с режиссером, провоцируя друг друга образами, решениями. Жить в цехах. Это «время ухода в монастырь, когда вообще не можешь заниматься ничем другим! Театр становится для тебя жильем и семьей. Здесь очень важны полное доверие и понимание, диалог режиссера и художника. Чем больше они разговаривают, тем точнее будет работа. Если спектакль живет сам собой, а декорации сами собой - это уже не театр, здесь точно режиссер и художник не «прожили вместе» того, что должны прожить. И тогда не рождается сценография, работающая на образ, а существует обычная декорация, пусть даже зрелищная. Я это знаю, потому что мне посчастливилось работать с Григорием Кононенко, моим отцом, и я очень благодарна за это судьбе.

- Я вас открыла для себя как человека, который продолжает для меня открывать Индию. Я также была там, и, на мой взгляд, это, вопреки всему, чрезвычайно кино-и фотогеничная страна. Как и чем эта фото-и киногеничнисть достигается?

- Индия - это другой Космос. Со всеми ее контрастами, «конфликтами» и «алмазами под ногами». Действительно, однажды попав в Индию, я поняла, что не вернуться в эту страну уже не смогу. Но еще не знала, почему. Сначала удивлялась, делала свои маленькие открытия, делилась новыми впечатлениями с друзьями с помощью обычных фотографий. Понимание приходило со временем, когда невольно ловила себя на том, что я уже не просто путешествую, я работаю. Я иначе наблюдаю, иначе снимаю. И эта работа, казалось бы, никому не нужная, мне нравилась. Этот процесс был и остается только моим. Никто не может сказать мне,  чтобы я дорисовывала сбоку розовую ленточку, иначе работу не примут. Это был важный момент осознания, что работа на заказ, как в рекламе, не для меня. Как я бы ни пыталась искусственно полюбить ее, мне всегда было там некомфортно, это как с кривым гвоздем в подкове на примере Данилыча. Началась бы моя внутренняя война. Индия своей открытостью и подлинностью провоцировала - мне хотелось наблюдать жизнь и вынимать из нее нечто важное для себя. Все остальное постепенно отошло на второй план, многие растворилось навсегда. Относительно фото-и киногеничности - думаю, дело в природных качествах. Например, глаза: у индийских детей яблоки глаз больше, чем у европейского ребенка. Добавим цвет кожи, который делает ярче белки, а еще мимику, жесты, раскрепощенность, цвет и форму одежды, а еще отношение родителей к малышам как к божествам, а еще когда ты носишь имя Бога, который живет на фоне природы Индии ... Так что, это целый комплекс качеств, это культура народа, пришедшего из другого Космоса.

- В Индии я почувствовала вероятность переселения душ. Вот видишь простого человека, но в его глазах живет тигр, философ, птица. Собственно, это я вижу и на ваших портретах. А вы это ощущаете? И если да - можете вспомнить, когда это произошло впервые и кого постороннего вы увидели в глазах современника?

- Я чаще сталкивалась с другими вещами. Точнее, это происходит регулярно. Перед первой поездкой в Индию ушел из жизни мой отец. Он был в Индии в 1980-м и всегда говорил мне: «Вот будет возможность - обязательно поезжай!" В возможность тогда никто не верил. Когда она вдруг появилась, начались сомнения, как у многих людей, не знающих эту страну: грязь, болезни, нищета ... Ехать или нет? Страшно! Ответил мне отец, во сне - он вел меня узкими темными переулками, говорил, не бойся, идем. Мы шли и вышли на странную улицу, полную людей, повозок, собак, звуков музыки и колокольчиков, отец сел на красной глиняной лестнице, посмотрел вокруг, вздохнул с облегчением и сказал: «Ну вот, я так  хотел тебе показать!" Вскоре я стояла среди собак, людей и музыки на такой улице в Дели, вдыхая запах Индии, который оказался уже знакомым! Тогда я впервые четко почувствовала, что такое связь душ, и поняла, что общение с отцом будет продолжаться. Страха уже не было.

- Чем для вас является Индия? Что вас больше удивило, очаровало?

- Жить и умирать одновременно можно только далеко и только в одиночестве. Когда начинаешь испытывать себя, непонятно зачем, и вот тебя какое-то время нет там, где ты обычно. Будто немножко умер. Временно. А потом возвращение. Место вроде то же, но что-то не так. Люди изменились? Оказывается - нет. Произошла замена твоих запчастей. Так и есть - что-то отпало, что-то появилось. А ничего особенного не было - только тишина, пути, лица, обрывки фраз, которые врезаются в память с силой торпеды, открывая выходы и входы. Только в бродяжничестве ты становишься мощным локатором и притягиваешь эти торпеды как спасение. Обнажаются вещи, которые никакие торпеды не берут. Они будут с тобой до самой смерти, их или твоей ...

- Что легко дается сфотографировать и зафиксировать, а что категорически не дается?

- Существует мнение, что в Индии снимать легко. Отчасти это так: яркие открытые люди, охотно идут на контакт, даже просят их сфотографировать! И вот тут подвох - мне не нужен портрет человека, который думает обо мне и о моей камере и поэтому улыбается для кадра. Нет! Иногда хочется стать индийской невидимой мухой, чтобы спокойно подглядывать! Трудно войти внутрь человека, не нарушив его состояния. Это всегда большая удача, и приходит она очень редко.

Справка «ВЗ»

Анастасия Кононенко (1973) родилась в Днепропетровске.
Член Союза художников Украины, художник-постановщик театра и кино. Фотограф. На сегодня готовит книгу о своих странствиях, проиллюстрированную собственными фотографиями,
которая должна выйти на трех языках.
Номинант премии «Лучший фотограф» Eventful India 2011.
Победитель конкурса Ukrainian Art Week 2009.
Персональный сайт http://cococinema.com/
http://www.wz.lviv.ua/articles/92409

http://www.facebook.com/notes/crow-bigcrow/%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0-%D1%85%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BC%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B9-/179263505456944

интервью, lviv, я, magazine, cococinema, publication

Previous post Next post
Up