Deurali - Важная в жизни встреча на высоте.
СТАРИК И ГОРЫ. (21 апр. 2009)
Мы познакомились в Деурали, на высоте 3231 метр. Я, возможно, могла бы дойти еще до МБС, но Кумари устала и мы ночуем в Деурали. Кумари говорит: "коко, проси бланкет, потому что др-р-р-р..." Она классная. Я взяла два отсыревших одеяла и две свечки
1. * * *
С нами еще штук 8 веселых корейцев, которые весь вечер сидели в обеденном зале с газовой горелкой под, как тут принято, огромным столом, со свисающими по периметру одеялами, сушили носки и шутили совершенно непонятным юмором. Я подсела погреться. Один кореец, что помоложе выдал текст:
- Садись грей ноги, суши ботинки, я хочу на тебе жениться.
- Ну... сначала надо выпить чаю, - ответила я.
Корейцы разрывались от хохота и шатали стол. Потом они разложили на столе банданы и насыпали на них горки корейских снеков. Жених, а сидели мы в торце стола как жених и невеста, все заботился обо мне и придвигал горку хрустиков ближе и ближе. Я хрустела вкусняшками и время от времени отодвигала платок с печеньем, ну так что бы все могли дотянуться. А он снова придвигал. И так раз 10. Надоело.
2. * * *
Несколько дней подряд, пока мы шли с Кумари, я была на едине со своими ощущениями и всякими там восприятиями. И почему то вспоминала «Старик и море». Не знаю. Особенно когда уже было тяжело идти, а сдаваться нельзя, не интересно. И вот на столе со снеками и корейцами вдруг появилась тонкая синяя книжечка - "The Old Men & The Sea"
Фигасе! Совпадение. Я потянулась за книгой, открыла на любой странице и прочла:
" - Age is my alarm cklok" , и задумалась и вспомнила как отец не спал по ночам.
В этот момент в столовую вошел человек в смешной шапке формы "ведро старое" и с седой бородой. Нет, Человек. Поздоровался со всеми и сел за соседним столиком есть консерву. Оглянулся на меня и спросил - ты путешествуешь одна или с друзьями? - Одна. - Это очень хорошо. Это совершенно другое путешествие. Я тоже один. Я не люблю этот газ. Воняет. Лучше угли. Я тоже один. Всегда один.
3. * * *
... Интересно, подумала я, его произношение грубовато, а возраст не того треккера, который ходит в горы в отпуск. Хм. Я почему то сбегала за камерой, хоть снимать и не собиралась, но без нее мне было как то не уютно. И тут еще у меня началось такое обострение, как у одного актера, Юры Степанова, я начала из тех слов, что слышу, вынимать. Вынимаю отдельные и кручу близко к глазам, на цвет, и на запах, а там такие конструкции..." совершенно другое путешествие другое путешествие другое ..." Я знаю, если «это» влючается - недели на три мучений.
Человек доедал консерву «TUNA» и наполнял термос горячей водой, а я прицелилась в корейцев. Нет, темно. Нет смысла, говорю, света нет.
- Верю, нет света - нет смысла. - сказал Человек на чистом русском, глядя на мою камеру.
Ого!, подумала я, кажется он знает кое-что. (А я сегодня как раз весь день думала о том, что ну вот, хобби, фото, но зачем... в самом деле - столько денег трачу, конечно, - море удовольствия, но зачем... я начала терять аппетит, я не видела кадра, или, например, нет специальной техники - нет смысла тужиться, нет смысла делать картинки на память, которые имеют мало что общего с натурой... вобщем, то ли от усталости, у меня начали опускаться руки.
- О! Русский язык! В последнее время я слышу русский только в своей голове.
- Мне сказали что ты с Украины. А я говорю и по русски. Как тебя зовут?
- Анастасия, Настя, а Вас?
- Паоло Лама, - произнес Человек, и сделал паузу, словно ждал, что я скажу - Не может быть!!! Так это Вы!, - но я не знала кто такой Паулюс Лама, и сказала:
- Я о Вас ничего не знаю, но мне очень интересно кто Вы и что Вы делаете?
- Я - фоторгаф.
Вот! Мой спинной мозг все таки имеет нюх!
- Вах!
Дальше, в ходе беседы на отвлеченные темы всплыло, что Паулюс - самоучка.(!!!) Я тут же почувствовала прилив сил и решилась на еще один чайник чая. Паулюс снимает только на пленку. И ненавидит технику.
- Я венгр. Снимаю и изучаю Тибет. В Непале я практически живу 14 лет. Разные мелкие народности ищу, племена. Все, людей, быт, пейзажи... У меня есть альбомы, выставки в разных странах. Сейчас иду к Аннапурне, (не помню, кажется 9-й раз), может Бог даст нам погоду, посмотрим...
- И я к Аннапурне. Я первый раз в треке. И я не профессионал. Любитель. И псих. Без камеры - как больная.
- Это хорошо. Я тоже снимаю не давно - последние тридцать лет.
- ...ыть!
- Я просто как раз то взял камеру в руки и уже не выпускал. Это было тридцать лет назад. А через четыре месяца я уже имел выставку. Это как музыка. Не многие понимают, что я делаю.
- А у меня психическая зависимость. Поэтому я делаю много «мусора».
- Потому что ты снимаешь на диджитал. Пленка организует мысль. Сделать кадр - это очень емкая работа мозга. Очень устаешь. Я не люблю просто щелкать. Это каждый дурак может. Мне нужна поэзия.
- Да... пленка - это ответственность.
4. * * *
Самое приятное в речи этого Человека - была неспешность и точность мысли. Этот стиль общения напомнил мне моего учителя - Д.Д. Лидера. Даже глаза у них были похоже. Глаза такие, вот как пальцем в мозг прямо, и там нужную кнопку клац! Он оставлял время для реакции, для созревания мысли. Такое редко бывает, кажется - вы нащупываете одну и ту же мысль одновременно.
Потом мы продолжили разговор в комнате, при свечах (электричества нет), и пока я сливала на компьютер «мусор» - Паулюс посмотрел некоторые фото из Непала и штуки три работы одобрил для выставки. Я же была довольна - мой выбор совпал с выбором Паулюса.
- Я ждал когда уйдут корейцы, слишком шумные. Не могу думать. Я всегда в процессе.
О, это мне знакомо. Отец, часто сидя на балконе и вырезая из дерева 115-й мундштук - думал совсем не о мундштуке. Он был в процессе. У него зрело то, что потом заставит сотни людей переживать, реагировать, и может потом меняться. И я туда же. Если я вдруг крашу стену или шью лоскутное одеяло - это совсем не значит, что я крашу или шью, я зрею.
"Творческий процесс подобен работе сливного бачка - пока в нем не накопилось, сколь ни дергай за ручку, ничего не выльется " (с) Станислав Лем
- Да, веселенькие.
- Дураки. И юмор них - тупой. Я не видел ни однго умного корейца в своей жизни.
- Может еще повезет.
Мы вышли проверить - есть на небе звезды, так как дожди в этом году пришли раньше на месяц. Звезд видно не было, но мы усмотрели три штуки и пожелали друг другу спокойной ночи.
- Ну, догонишь меня , если захочешь, - крикнул старик из своей темной комнаты. Это он о треке или о фотографии?... эти старики всегда говорят какими то многогранными кристалликами.
"...догонишь меня догонишь меня догонишь захочешь..." определенно, в эту ночь какой то рубильник во мне "Хрясь!"... с этого момента стало ясно, что я вляпалась на всю жизнь и назад дороги нет. "...другое путешествие нужна поэзия..." ооо, мне уже нетерпелось увидеть работы Паулюса, в них должно многое открыться, ключ там, в его поэзии.
5. * * *
В трех словах, для меня эта ситуация выглядела так: вот идешь ты слабый и неопытный и неуверенный в выборе своем, идешь один, далеко и молча, предаваясь каждую минуту своего рода молитве (да, фотографии), и на пороге разочарования где-то высоко в Гималаях встречаешь мудрого старца странника, который не спрашивая просто вынимает из тебя два огромных тяжелых крыла для поэзии, которого хочется слушать и вопросов не задавать. И веришь ему. И в себя. Хотя, да какой он старик! Глаза детские...
тут некоторые работы Паулюса:
http://www.osaarchivum.org/galeria/warspeace/