Click to view
42 года назад в этот день, 4 декабря, случилось событие, вдохновившее группу Deep Purple на создание одной из самых известных песен. Собственно, в самой песне это событие и описывается.
В декабре 1971 года группа приехала в швейцарский город Монтрё, чтобы записать новый альбом на передвижной студии Rolling Stones Mobile, арендованной у группы Rolling Stones. Запись планировалась в развлекательном комплексе казино.
Накануне студийной сессии, в субботу, 4 декабря, там проходил концерт Фрэнка Заппы и его группы The Mothers of Invention. После концерта должен был поступить в распоряжение Deep Purple для записи альбома. Группа во избежание недоразумений не стала пока разгружать аппаратуру.
Click to view
Примерно через час после начала концерта, во время синтезаторного соло на King Kong, из-за подвесного бамбукового потолка появились искры и затем огонь - видимо, один из зрителей выстрелил из ракетницы в крышу. Заппа сказал: «Без паники, у нас пожар» (возможно, они сами ничего не заметили и им самим сказали), после чего музыканты покинули сцену. Зрители организованно эвакуировались, обошлось без жертв.
В ролике - звук с того самого концерта Заппы, вышедший на его бутлеге
Fire!. Слышно, как песня прерывается и зрители выходят из зала:
Click to view
Кстати, Фрэнк Заппа, величайший музыкант, скончался в этот же день, 4 декабря, в 1993 году. Ровно 20 лет назад.
Но вернемся к концерту. Среди зрителей были и участники Deep Purple. По воспоминаниям Гловера, пожар вначале был настолько слабым, что он успел за время эвакуации снова войти в зал, подойти поближе к пустой сцене, рассмотреть аппаратуру Заппы с группой и впечатлиться от двух новейших синтезаторов.
В результате пожара сгорел дотла весь многоэтажный комплекс казино, вместе с концертным залом и аппаратурой The Mothers. Их концерты во Франции и Бельгии пришлось отменить.
Из гостиницы Europe Hotel, где остановились участники Deep Purple, музыканты наблюдали через большое окно ресторана, как казино охватывается пламенем (чему помог ветер, дувший с гор), и видели завесу дыма над Женевским озером.
Группе, уже взявшей в аренду дорогую студию, пришлось подыскивать по всему городу новое помещение - им стал театр «Павильон» (The Pavilion), расположенный в центре города. Туда перевезли оборудование и начали работать в середине дня над инструментальной дорожкой с новым риффом, заготовленным Блэкмором, еще без текста, под рабочим названием Title #1. Отладка аппаратуры и разработка аранжировок заняла остаток дня, и собственно дубли начали записывать уже за полночь. Третий дубль оказался удачным, и на нем остановились.
Как оказалось, все это время обслуживающий персонал пытался удержать за запертыми дверьми наряд полиции, которую вызвали окрестные жильцы из-за шума. Именно благодаря тому, что полицию задерживали, удалось закончить запись дорожки.
Поскольку работа только в дневное время музыкантам не подходила, пришлось искать новый зал, это заняло 5-6 дней. В один из этих дней ожидания Гловер проснулся в гостиничной комнате, произнеся в момент пробуждения слова «smoke on the water». Когда он позже сообщил об этих словах Гиллану, тот сказал, что они звучат как «наркоманские», и, относя себя исключительно к «пьющим» группам, они поначалу эти слова отвергли.
В конце концов, уже в цейтноте, группа сняла целиком гостиницу «Гранд Отель», находившуюся на отшибе и почти пустовавшую, а потому практически неотапливаемую в декабре, превратив ее Т-образный коридор на первом этаже в импровизированную студию. Пришлось специально нанять столяра для сооружения деревянного щита, который отгораживал фойе, и обложить щит матрасами из гостиничных номеров. Был арендован промышленный обогреватель, который включали в перерывах по нескольку раз в день. Из припаркованной рядом студии провели кабели в гостиницу. Поскольку выход в фойе был перекрыт щитом, музыканты попадали внутрь и выбирались обратно на улицу в передвижную студию через боковой коридор и балконы прилегающих смежных номеров. Пространство, где они играли, было подсвечено красными прожекторами для создания творческой атмосферы. Барабанные партии были записаны отдельно в коридоре гостиницы, так как Иэну Пэйсу пришлась по душе реверберация холла между номерами.
В таких условиях был записан весь альбом Machine Head. А на инструментальную дорожку, записанную ранее в «Павильоне», был наложен вновь написанный текст с припевом «Smoke on the Water». Все вышеизложенные события в краткой поэтической форме и воспеты в этом произведении.
В 1966 году вышел альбом бразильской певицы Аструд Жилберту в сотрудничестве с американским пианистом Джилом Эвансом под названием «Look to the Rainbow». Фортепианное вступление к песне «Maria Moite» (Maria Quiet в английской версии) практически полностью совпадает с риффом из Smoke on the Water.
Click to view
В 1989 году песня была выпущена на сборнике Rock Aid Armenia и отдельным синглом в исполнении музыкантов Deep Purple и сборной группы известнейших рок-музыкантов; средства от продажи сингла поступили в фонд помощи жертвам землетрясения в Ленинакане (теперь Гюмри) и Спитаке, Армения.
Click to view
А это вариант в исполнении немецкого военного оркестра.
Click to view
Один из моих любимых вариантов - Энвер Измайлов и его дочь Ление:
Click to view
И еще один вариант - старый рок-н-рольщик 50-х Пэт Бун. Альбом
In A Metal Mood с довольно неожиданными версиями известных песен. Если Deep Purple действительно позаимствовали рифф у Аструд Жильберту, это возвращение к латиновским ритмам закономерно.
Click to view