Брат
apologist1689 написал
замечательную статью о том, что приступая к чтению Библии, человек изначально имеет набор представлений о Боге, человеке, свободе выбора и т.д. Исходные посылки арминиан - "арминианские очки" - имеют своим источником человеческую философию, хотя это не всегда осознается.
Для меня и ранее было понятно, что для большинства людей,
(
Read more... )
Но мне, как человеку стороннему, в этой связи всё время невольно думается о том, какая мировоззренческая пропасть лежит между протестантами и ортодоксами. Она куда больше, чем между протестантами и католиками.
Как минимум, уже просто потому, что протестантизм вышел некогда именно из лона католической церкви, пусть даже и из несогласия с нею. А у католиков всё, так или иначе, подчинено закону и иерархии.
Не секрет, что Древняя Греция когда-то славилась своими художниками и философами, а Древний Рим почти исключительно своими военачальниками и юристами. Уже только поэтому и две традиционные церкви так сильно разнятся именно на уровне мироощущения, притом, что в плане Символа Веры, представлений о святости и грехе особых противоречий между ними нет.
Зато есть категорическая несовместимость парадигм, углов зрения на отношения человека с Богом.
А поскольку, реформация началась именно в лоне западного христианства, она, несмотря на всю свою инновационность, унаследовала главный посыл католицизма: у человека с Богом заключён договор - юридическое соглашение, описывающее права и обязанности хозяйствующих субъектов. И Бог связан этим договором по рукам и ногам.
Православные же исходят из категорически иной предпосылки: человек - раб Божий и не имеет права претендовать ни на что. И у Бога перед человеком никаких обязательств нет. Больше того, Бог в православии (в отличие от дьявола, всегда исполняющего свои обещания) категорически несправедлив, Он не наказывает грешников и не помогает праведникам в этой жизни. Он то и дело "попускает" зло без объяснения причин. И Он даже не гарантирует своим рабам жизнь вечную, т.к. спасутся лишь немногие избранные, ибо Страшный Суд - это вовсе не демократическая процедура, а абсолютная и ничем не связанная воля Бога, недоступная людскому пониманию и людским представлениям об истинной справедливости.
В этом смысле православный верующий может уповать только и исключительно на Его милость. Именно милосердие и сострадание Бога, а не ответственность субъекта права - вот краеугольный камень православной веры.
В этом смысле арминианство для православных - очередной, вполне предсказуемый "извод" западного христианства, немногим более чуждый, чем кальвинизм или папизм.
Ведь исповедующий несвободу кальвинизм, точно также как католицизм, говорит лишь об обязанностях хозяйствующих субъектов. Бог кальвинистов предсказуем и последователен, а потому абсолютно непохож на Бога православных.
Reply
Leave a comment