Учимся импровизировать внетонально

Jun 14, 2015 10:27


Традиционный путь в атональную импровизацию на ф-но идет через изучение теории, гармонии ; которая постепенно усложняется, альтерируется , хроматизируется,размывая тональные и функционаальные связи; и под конец превращается в в ссерию клякс - кластеров , сопровождающих те или иные комбинации мелодических звуков.. Но есть другой путь , противоположный начать сразу с кластеров, точнее - превратить каждый звук мелодии в кластер, что исключает признаки тональных связей между звуками мелодии , превращая ее во внетональную интонационную линию.
Интонации , их ритм и артикуляция всегда конкретны и определенны ; составляющие их питчи - далеко не всегда, большей частью случайны.Однако интервалика менее случайна - она связана с эмоциями .
Ввиду вышесказанного , предлагаю в первой стадии изучения импровизации такого рода использовать не ф-но , а мелодику. Она имеет ряд преимуществ для достижения цели- минимум - вывести ученика из привычного тонального типа мышления , просеивающегося предварительно через сито муз. теории.
Клавиши мелодики Уже, чем у ф-но ;что позволяет руке с легкость ползать по клавиатуре , играя кластеры. В то же время артикуляция идет только от дыхания, а ритм делится между рукой и дыханием, исключая тем самым ряд пианистических проблем.
Конструкция мелодики позволяет произносить внутрь нее речь , что при нажатых клавишах вызывает звуки.Можно нажать рукой кластер(включая и черные клавиши)и водить вверх-вниз параллельно интонации речи. Для среднего ученика , и наверно для вышесреднего тоже,это будет в новинку. Это как бы процесс возвращения в детские игры на клавиатуре еще до формальных занятий .Дети , еще не испорченные процессом чтения нот , так любят барабанить по клавишам ф-но , пленяясь его тембрами, интонацией "играемого"и возможностью исполнить ритмы .
Следует иметь в виду , что Speech melody всегда несет в себе смысл , даже и не семантический - независимо то тональных и функциональных связей ; что относится и составляющим ее звукам.
https://www.youtube.com/watch?v=1_AFJ7NPcEA

Speech melody выносит наружу эмоции и чувства говорящего (играющего ) намного правдивее , чем произносимые слова.
Свободная нетональная импровизация - это в некотором роде импровизированный душевный стриптиз , и далеко не все готовы на это. Куда как спокойнее компилировать фразы МакКоя Тайнера...

jazz piano, free jazz, free improvisation, improvisation

Previous post Next post
Up