Oct 28, 2009 04:24
Как вырастить героя
Мое октябрятское звено носило имя Марата Казея - пионера - героя Белоруссии, в Оршу мы ездили смотреть на памятник «Катюше», ближайшие родственники жили в городе - герое Минске, учительница пения защищала Москву в составе зенитной батареи, дед ремонтировал самолеты. Война существовала в сознании, занимая, как казалось, бОльшую часть жизни бабушек - дедушек, существенную - родителей и огромную - страны. Четыре года и двадцать миллионов жизней, осмыслению так и не поддавшиеся.
Фильмы, книги, экскурсии, уроки истории, литература, искусство, живые еще участники событий - информационный поток был мощным и ровным, после перестройки случались откровения - и статистические и описательные, но оценка событий тех лет была непреложной и однозначной - это был Подвиг и Подвиг был свят.
Но как - то вдруг оказалось, что могут быть варианты - и документы Нюрнберга - не более чем фотошоп, и форма нацистов - шедевр кутюрье, и чистота крови - идея, все больше захватывающая курносых конопатых мальчиков с развитой мускулатурой.
И у тебя застарелая аллергия на фильмы о войне - передоз.
На «Первый отряд» я шла примерно с тем же чувством, что и на «Бесславных ублюдков» - увидеть еще одну версию «переломного момента». Там - евреи - герои, с бейсбольными битами, изменившие ход войны и спалившие Гитлера, тут - пионеры - герои, превратившиеся в призраков и сражающиеся самурайскими мечами с фашистами и другими силами тьмы. Совместный русско-японский проект. Это было все, что я о нем знала.
Любопытна была сама идея - аниме о Великой Отечественной.
Сюжет пересказывать нет смысла - интернет переполнен уже отзывами посетивших, да и трейлеру, как выяснилось уже больше года, фильм ждали. Идея же изложить историю страны в самом популярном среди подростков стиле - проста и гениальна. Среди моих знакомых детей - 10-14 лет, возраста особой восприимчивости, как мальчиков так и девочек - нет, пожалуй, ни одного, кто так или иначе не увлекался бы мультами - аниме, компьютерными играми с выбором самого невероятного и разнообразного оружия и артефактов для достижения цели, виртуальным общением.
Все это присутствует на экране, зритель целевой группы оказывается в мире привычных образов, ситуация в целом знакома, он готов внимать - играть - общаться. Первые кадры выглядят как пилот - заявка на многосерийный мульт, где должны быть объяснены события, в клиповом ритме мелькающие на экране. Потом становится понятно, что это - обрывки воспоминаний 14-летней девочки.
Авторы напрямую обращаются именно к юному зрителю, хотя в зале больше взрослых, чем детей. Героиня - девочка - экстрасенс, когда-то прошедшая спецподготовку, но сейчас - контуженная, потерявшая память. Ее задача - сложить из осколков воспоминаний, предвидений, нужный образ (или слово «Вечность»?), провести мертвых в мир живых и оказаться в нужное время в нужном месте. Всего-то.
Слабый герой - берет "на слабо" зрителя - а ты сумеешь? Для часто сидящего за монитором нет задачи проще. Собрать виртуальных друзей. Вооружиться самурайским мечом (мастера Хатори Ханзо? Жест, которым он извлечен из ножен - привет взрослым поклонникам Тарантино). Исполнить задание.
Однако сменяющие друг друга сцены живого, знакомого мира и загробного не дают забыть, что речь - о реальной истории. Не такой уж давнишней, если твои родители помнят своих дедов - бабок. К тому же, говорят - если не врут, конечно - тоже носили красные галстуки - символ принадлежности к «отряду». Знак избранности. Униформа клуба. Эти, пионеры - они тоже оттуда. Катаны, конечно, не было, но галстук - это же просто. Быть героем - так ли уж сложно? Если даже маленькая девочка…
К слову сказать, меч-то, об который уже сломано столько копий в комментариях к фильму, в самый решающий момент и не пригодился. Больше подошло огнестрельное оружие - не удивлюсь, если современная модификация Калашникова.
Мечом, без которого не обходится уже давно ни приличный боевик, ни игра с оружием, владеет еще один любопытный персонаж, призванный, видимо, привлечь аудиторию с другого полюса - некий старец, благословляющий Надю на подвиг. Он похож и на Сергия Радонежского накануне Куликовской битвы, и на старца Зосиму, который умел предвидеть будущее и умер незадолго до Второй Мировой.
Отдельных слов заслуживает разыскиваемый в контуженной голове Нади образ Героя Александра Немова. С прямолинейным показом его «фотографии». С характерной верхней губой четырехкратного чемпиона Олимпийских игр Алексея Немова. Кандидат на роль национального героя практически безупречный, получивший даже особую награду за достойное спортивное поведение, чье имя в книге рекордов Гиннеса, при этом не удостоившийся жадного внимания желтой прессы. Ассоциации с его именем однозначные - воля, сила духа, победа, слава.
Безусловны художественные достоинства фильма - хорошо и со вкусом нарисованные фоны, пейзажи, батальные сцены. При всей условности узнаваемы и убедительны. Образы героев также не вызывают слишком много вопросов - слегка китчевые прически, слишком яркая помада, но в целом для мира призраков вполне логичны, если в мире призраков существует логика.
Вопросы у смотрящего вызывает то, что из привычного видеоряда выпадает - впечатывается в сетчатку - ватники - звезды на ушанках - все «наши» - погибли, едва появившись «в игре», разрушенный фонтан ВВЦ - ВДНХ, пустая Маяковская, закрытый Кремль.
Девочка должна сразиться не просто с фашистами, а с силами тьмы - нет акцента на врагах - немцах, "плохие" опознаются даже в маскировке под "наших", это воплощенное зло, насилие, взрослый мир, то, что понятно любому ребенку любой страны, даже в войне не участвовавшей. Зато "наши" прорисованы ясно и четко, образ - пусть несколько плакатный, где - то слегка карикатурный, остается, тем не менее, в памяти. Что особенно важно - ранее в аниме не встречавшийся, а соответственно регистрируемый как новый, положительный, имеющий отношение к тебе лично - здесь как раз важно, что история - про Россию, а не про абстрактную волшебную страну.
Одна из сильнейших сцен фильма - проход призраков через детское подсознание - как через комнату страха. Все страшное, что видит вокруг себя Надя в реальной жизни, превращается в страшные - но игрушки. Дети, вобщем-то, любят играть в войну. Чтобы подготовиться к ситуации - поиграй в нее. Чтобы не бояться того, что на свету - испугайся темноты.
Не хочется говорить пафосных слов о национальном самосознании, гордости за свой народ, памяти о людях, отдавших жизнь за свою страну, но обо всем этом невозможно не думать, выходя из кинотеатра. Эти ребята, сценаристы Алексей Климов и Михаил Шприц, сделали невозможное - они заставили взрослых смотреть сказку о Великой Отечественной Войне. Хочется надеяться, что детям эта сказка поможет выяснить - что же там было НА САМОМ ДЕЛЕ - благо, материала предостаточно. А сам интерес - как то войско в окопах - к атаке готово, но некому было поднять.
Хочется сказать авторам - и сценаристам, и режиссеру и всем, кто работал над фильмом - огромное спасибо - оказавшись после фильма в гостях, подняли тост «за Родину» - впервые, наверное, с 1985 года, прожив от любви до ненависти и обратно.
День Победы,
Первый отряд,
кино