Так что же такое Рыбачий? Географически это полуостров на севере Мурманской области у границы с Норвегией, соединенный узким перешейком с полуостровом Средний, а тот в свою очеред через перешеек с Большой землей. 55 км вдоль и до 25 поперек. У кого плохо с тамошней географией, как у меня, может глянуть картинку.
А вот эта схема дает представление о внутренней географии.
Рыбачий, а точнее мыс Немецкий, считаются самой северной континентальной точкой Европейской части России, и потому он так притягателен. Кроме того, здесь перед вами простирается Северный Ледовитый океан, и впереди, до самого Северного полюса, земли нет. А самое главное - сюда легко добраться, в то время как доехать до берега на долготе Екатеринбурга весьма проблематично. Но это формальная сторона вопроса. В истории же этот небольшой полуостров оставил значительный след. Давненько его заселяли люди, было там и множество различных поселений, жили рыбаки, торговцы китовым жиром и прочий люд. Были какие-то ярмарки, и даже английская экспансия русских поселений, ну или попросту грабеж. Полуостров делили с финами (формально, а затем и погранично), а после русско-финской войны он полностью отошел к СССР. В Великую Отечественную Рыбачий сыграл заметную роль в боевых действиях на северном фронте. Установившаяся линия обороны в 41-42м годах так и осталась незыблемой до 44 года, когда закупоривших перешеек немецких горных стрелков не выбили наши ребята в черных бушлатах. Погода и природа на Рыбачьем таковы, что просто выжить там - уже подвиг, а ведь эти железные люди выстояли три года в постоянном напряжении и под огнем. Встречаются фразы о том, что на Рыбачьем единственное место, где фрицы не смогли перейти границу, но это не соответствует действительности. Они не перешли старую границу, которую перенесли на запад после финской войны, в то время как пограничные столбы никто не выкапывал. Внимательно разглядывая схему, вы могли заметить множество меток мемориалов, и их действительно много на Рыбачьем, едва ли не на каждом шагу. А хребет Муста-Тунтури? Ну, об этом позже. Послевоенная жизнь на Рыбачьем также била ключом, но уже в другом русле. Рыбачий и Средний были закрыт для посещения гражданскими и застроены военными базами, шары функционирующей радиолокационной станции до сих пор можно наблюдать за колючим забором у поселка Вайда-Губа. Кроме того на Среднем проводили электрическое зондирование земной коры при помощи тока высокой мощности, полученного при помощи МГД-генераторов, здесь в 70-80х гг находилась постоянная геологическая база Академии наук СССР. Несколько лет назад запрет посещения сняли, почти всех военных с острова вывели. А ещё муссируют слухи, что в августе Рыбачий превратят в заповедник со всеми вытекающими последствиями, якобы региональный закон уже принят. Практически ежегодно на Среднем проводятся военные учения, обычно +/- в районе сентября. Могут не пустить или пристрелить ненароком ;-) Стоит это учитывать или хотя бы поискать свежие упоминания о возможности таковых. Полуостров-история, полуостров-легенда. Ну как оставить его без внимания?
Вернемся к вопросам подготовки к посещению. Нужны время, деньги, транспорт и компания ) Времени, казалось, было вагон. Транспорт - видавший виды логан 2007г.в. в комплектации привележ, не позволяющей назвать его пустым. Есть альтернативные варианты, например самолетом или поездом до Мурманска, а там взять в прокат дастер 4х4 за 2-2,5кр/сутки. Ну или на велике, есть любители. Видели даже пешехода одного. Пробег логана на момент старта 127300км, в моих руках порядка 10 месяцев и 8 тысяч километров. ГУР, АБС, две подушки, электростекла и зеркала, и конечно кондиционер - пригодился ) Полгода, как в подвеску были интегрированы проставки, также стоят бОльшие колеса, влазящие без всяких ухищрений 195/65/15. Это позволило получить просвет 220 под штатной защитой передка и всего 185 под задней балкой, ну ещё глушитель в середине свисает, хоть и не самая низкая точка. Загнал машину на сервис, где выявили, а затем устранили ряд недостатков. [Подробнее...]Также манагер сообщил, чтобы я говился к замене сцепления в недалеком будущем. В крайнюю неделю перед выездом были заменены давно заказанные подушки двигателя (левую менял зря), установлены на постоянной основе домики под задние амортизаторы, заменены тормозные колодки в передке. На глушителе я поменял крепежные резинки чтобы подтянуть его ближе к пузу, возможно из-за этого он и треснул на стыке трубы с резонатором, пришлось подваривать в Казани. В сервисе поставили новый рулевой наконечник и заменили по гарантии рулевую тягу. Ну и конечно заменили сцепление на комплект люк, заодно с задним сальником коленвала, маслом в коробке и тросом. Привезенный мной трос не подошел, другого в е2 не было, пришлось оставить старый - был глубокий вечер воскресенья и откладывать выезд было уже невмоготу. Также два самых безшиповых зимних колеса были надеты на недавно приобретенные мной штамповки и заняли место в багажнике, одно из них вместо запаски. Туда же была поставлена 20-литровая металлическая канистра из гаража друга. Хорошо, когда есть друзья, и когда гараж есть - тоже хорошо )) Также купил в дисконте ДНС видеорегистратор адвокам fd-2 mini за 1 ты.р, у него было сломано шаровое крепление, но по первому взгяду вполне поддавалось починке, что впоследствии и подтвердилось. Отличная камера, крохотная и функциональная. Единственный минус отчего-то не умеет копировать ролик на внутреннюю память, хотя она у него есть. Также отсутствовала штатная карта на 4 гб, взял на 16гб 10го класса и юсб-флэшку для музыки. Пытался обновить карты на гармине "Дороги России", но заморочек там предостаточно, а времени разбираться не было. Я и так общаюсь с гармином со скрипом. Залил только свежую карту осм-туристическую северо-запад. Обе они врали на развязках КАД под Питером в сторону Зеленогорска, там где построили дамбу и тоннель. Я офигел, когда выскочил на пункты оплаты, а отвертеться-то уже никак, развернуться некуда, пришлось платить. Оказалось всего 40р за выезд на кольцевую. Стоит уделить внимание креплению номерных знаков. Поскольку бродов на Рыбачьем много и часто глубокие, то можно случайно оставить их там. А поскольку о такой проблеме вы уже предупреждены, то это будет не случайность. Есть два варианта: прикрутить номера получше или снять их вообще после съезда с асфальта за пограничным КПП у Титовки. У меня уже давно чесались руки пришурупить их, но саморезов под рукой не было, а когда были - забывал об этом. А тут - надо. Закрутил по паре вперед и назад прямо в бампер, помимо хомутиков, крепящих их к рамкам. Как впоследствии выяснилось - помогло, но не совсем. Кстати о кпп и погранцах: они проверяют паспорт гражданина РФ и интересуются целью визита, так что документы лучше дома не оставлять. Если российского нет - просто так не пустят. Что ещё? В этом году снег на перевале лежал до середины июня точно, а может и дольше. В смысле не проехать. Всё-таки это север, и погода может быть очень сурова - надо быть готовым к внезапной зиме. Дров практически нет, только на берегу плавник или с казарм доски отдирать. Ветер дует постоянно, поэтому лагерем встать в любом месте иногда невозможно или даже опасно. Есть более-менее традиционные места, где ставят палатки под прикрытием рельефа или строений. Связь есть на Немецком - очень дорогая норвежская, и возле Большого Озерка мегафон.
По снаряге: Купил новый дождевой костюм, полчаса стоял и выбирал: брать просиликоненный, 100% непромокаемый, но не дышащий, или же каландированный капрон без проклейки швов, но с хоть какой-то вентиляцией. Цена-то одна. Продавец указала на сеточку под клапаном на спине у "резины", что и сконило к этому комплекту. Вторым был имеющийся неплохой дождевик, но только плащ. Всё равно кто-то из нас должен был идти в болотниках либо в штанах от химзащиты Л-1, если уж совсем мокро-мокро. Купил новую газовую горелку, обычную китайскую, но с веерно-лепестковой ветрозащитой. Места правда много занимает. Газа ещё с прошлого года осталось пара паков. Теплые куртки, штаны, шапки, носки, а некоторые даже варежки взяли - само собой, чай не на курорт едем. Забыл правда термобелье, о чем потом периодически сокрушался, но особо и не нужно оказалось. Была правда одна ночка на мысе Кекурском, но об этом потом ) Цивильное, лесное, в последний момент бросил в рюкзак шорты. Даже сандали купил, но брать не стал - у нас в Ебурге погода была мурманская, посему желания такого не возникло. Хорошо хоть плавки не забыл. В связи с этими тратами количество дензнаков заметно уменьшилось. Хотя на непредвиденный ремонт где-нибудь посреди средней полосы вполне бы хватило. Координаты многих представительств логан-шопа в европейской части я тоже срисовал к себе в путевые бумажки. Фотик мой благополучно скончался в предыдущие выходные перед выездом. Времени чинить уже не было - одних запчастей из китая по прикидкам не меньше недели ждать, да и денег лишних старался не тратить. Перестал довыдвигаться объектив, как я и предполагал - срезало зубья на шестеренке. Поехал со своим старым мылом-панасоником, который страдал от перекоса и заклинивания выдвигающегося объектива, приходилось похлапывать им об руку в момент активации. На обратном пути перед Питером он окончательно накрылся, и мы продолжили пользоваться только Наташкиным кэнаном и моим телефоном )
Компания также нашлась незадолго перед выездом. Всё кроме денег есть на этой фотке )
Ездили вдвоем, заднее сиденье завалено шмотьем, в багажнике две запаски и канистра, ручная лебедка уже давно там живет в комплекте с тросом, домкратом, топором, ножовкой и двумя лопатами. Ну и конечно буксировочная петля, которую какой-то не к ночи помянутый десигнер предложил ввинчивать в окошко бампера. Спали в палатке, готовили на газу, везли воду несколько канистр. Ещё одна веревка вполне сгодилась бы для обвязывания колес в роли цепей противоскольжения, если бы гребущих свойств шоссейки не хватало. Накануне проверил трансформацию салона машины для сна - с трудом, долго, но улечься можно. Снял растяжку в багажнике чтобы можно было вытянуть ноги. Слава богу спать в машине не пришлось ))
Таким образом, долго роясь в навигаторе, интернетах в поисках достопримечательностей и описаний, а также полдня собираясь и обедая, мы в 6 часов вечера понедельника 14 июля, закупившись в икеевском ашане едой, выдвинулись в сторону центральной части России.