Маркетинговый подход к половому отбору.

Mar 22, 2015 13:16



Есть такая глупая теория гандикапа, которая приписывает самкам животных сложные логические рассуждения. Мол, если у самца есть какая-то абсолютно лишняя и ненужная хреновина, и он ещё жив, значит это очень сильный и приспособленный самец, и в него нужно немедленно влюбиться. Будь она верна, вся живая природа состояла сплошь из ассимметричных уродов с максимальным набором разных ненужных странностей.

На самом же деле авторам достаточно было подумать, а как самка вообще понимает, что перед ней самец, с которым можно спариваться?

Во-первых, поставим под сомнение мысль о том, что самка кого-то выбирает, и этот выбор способствует отбору. Самка выбирает не более чем домохозяйка в супермаркете. Она выбирает а) из наличного ассортимента, b) то, что найдёт в большом магазине, с) прорекламированный товар.
Как видите, слишком много факторов, никак не связанных с личным выбором качественного продукта.
Если будет один вид товара - придётся брать его.
Если будет много товара, но она найдёт только один - возьмёт именно его.
Если будет разрекламированный товар - возьмут его.

Отсюда вытекают функции вторичных половых признаков самцов:

а) прогнать конкурентов

Вторичные половые признаки могут не только приманивать самок, а отпугивать самцов.
Механизм простой: самцы перед турниром оценивают друг друга и могут либо струсить и сбежать, либо вступить в схватку обескураженными, что приведёт к их поражению. Когда конкурент изгнан, самка поневоле «влюбляется» в единственного самца на горизонте.
«О, у этого павлина большой хвост, значит он больше и тяжелее меня, значит мне не поздоровится».
Вы спросите: чем ограничен рост хвоста? Факторами выживания. У каждого павлина хвост максимального размера, с которым он может летать, добывать еду, спасаться от хищников, етс. Поэтому размер хвоста - надёжный маркер размера и силы павлина.

b) помочь себя найти

Предки павлинов имели зелёные перья на хвосте и синие на шее. У самок сформировался генетически обусловленный «фетишизм» к этим цветам. Более яркий и насыщенный цвет - проще увидеть издалека и прилететь на свидание.

c) выставить себя в выгодном свете перед самкой (что не равно «быть лучшим»)

Грива льва и хвост павлина создают видимость размера и мощи. Быть большим не всегда выгодно (нужно больше пищи). А мех и перья визуально увеличивают особь.
Это рекламные трюки.

Вообще последние два тезиса тесно взаимосвязаны. b) это количественная характеристика (глухарь должен петь громко, чтобы его услышали; павлин должен быть заметен издалека), а с) - качественная (насколько красиво поёт глухарь, насколько красив хвост павлина).

моё мнение, биология, наука

Previous post Next post
Up