Одним из величайших заблуждений нашего времени (наверное, последних двух-трех веков) является "гностическое" представление, что цивилизация основывается на позитивном (описательном) знании, а двигатель ее прогресса -- накопление позитивных знаний. Поэтому именно наука и образование -- главные причины развития цивилизации, а соответствующая социальная группа образованных людей, aka интеллектуалов -- главная цивилизующая сила.
В реальности (и это мое позитивное/дескриптивное суждение) фундаментом цивилизации является то, какие нормативные идеи (представления о "должном", в том числе о "должном поведении") доминируют в обществе, включая его лидеров. Нормативные идеи по определению не являются знанием -- это суждения о том, что "должно" быть, но чего может на самом деле не быть "здесь и сейчас". Накопление же позитивного знания -- это _следствие_ развития цивилизации, а не ее причина; фундамент цивилизации и причины роста цивилизованности имеют нормативную природу. Максимально упрощенно: на больших исторических промежутках причиной того, что наука и образование успешно развиваются, является то, что в обществе принято считать недолжным убийство, воровство и публичное вранье, уважать права и т.д. -- а не наоборот. Если в обществе распространяются идеи, согласно которым на самом деле "наоборот", то такое общество с большой вероятностью готовится к регрессу от цивилизации к варварству независимо от того, сколько научных знаний в нем накоплено, сколько в нем интеллектуалов и как организована система образования. "Гностическая" или "позитивистская" иллюзия -- это болезнь цивилизации, подтачивающая ее.
Похожие процессы происходили примерно столетие назад, когда всемирный регресс к варварству тоже происходил под знаменем "науки", "позитивного знания" и "достижения общего блага на научной основе" (и даже на фоне новых научных и технических достижений).
Источник