Валаамский Монастырь. Очерк

Apr 29, 2018 05:57

Более тысячелетия существует обитель Валаамская. Из неё впервые блеснул Северу свет Христов, она была рассадником пустынножительства. Из рукописного жития святого Авраамия Ростовского видно, что уже в 960 году на Валааме было монастырское братство с игуменом Феоктистом во главе. Основателями же Валаамской обители считаются чудотворцы: Сергий, житие которого утрачено, и Герман, «притекший от восточных стран», коего «слёз струи приснотекущие, пост, бдения и труды, предел естества превосходящие». Мощи преподобных были обретены и перенесены в Новгород в 1163г.; а в 1170 г., по миновании шведского набега, были перенесены обратно на Валаам; место упокоения мощей преподобных сохранялось в строгой тайне из боязни, чтобы шведы не вырыли их и только некоторые монахи знали это место.


Из Валаамской обители вышли все известные основатели других наших северных монастырей. В конце XIV века святой игумен Арсений, возвратясь с иконою Божией Матери с Афонской горы и ища уединения, спасался некоторое время в Валаамской обители, при игумене Порфирии, но, смущённый многолюдство иноков, удалился в пустынножительство на необитаемый остров Конев, где истребил идольские требища на так называемом Конь - камне и затем основал свой монастырь. Коневецкий монастырь является теперь и по меньшей строгости устава, и по местоположению, так - сказать, преддверием Валаамского: пароходы, идущие на Валаам останавливаются раньше у Коневца.

На смену святому Арсению явился на Валаам с Бела - озера, из Кирилловской обители, святой Савватий; но не долго подвизался он на Валааме. Увлекаемый жаждой отшельничества, удалился он на север, к Белому морю, и нашёл себе святых последователей на Соловецких островах.


Высокочтимый святитель Олонецкого края святой Александр Свирский принял на Валааме пострижение от руки игумена Иоакима и долгие годы спасался в уединении на маленьком островке, в 7 верстах от того, на котором высится самая обитель Валаамская. Пять веков прошло с тех пор, но ещё теперь показывают на островке, названном его именем, высеченный в скале вертеп, в котором спасался святитель, пока он не удалился в собственную пустыню в лесах на берегу реки Свири.

Много с тех пор по следам святителей перебывало Валаамской обители иноков и пустынножителей, много ютится келий и часовен в скитах, разбросанных по окружным островам. Все они запечатлены подвигами пустынножительства. Справедливо поэтому говорят монахи, что здесь на каждом камне слеза лилась и под каждым деревом молитва возносилась.


Но и этот священный и пустынный уголок земли не уберёгся от военных набегов. Несколько раз разоряли щведы этот крепкий оплот христианства на Севере, но каждый раз он возрождался всё более сильным и мощным. Яростный взмах нечестивого меча Валаамские иноки отражали лишь крестным знамением, ряса монашеская была их латами, и ни разу не орошалась она кровью ближнего, хотя бы и врага - нечестивца, кротость и смирение были их доспехами, и велика была их победа духа. Ни разорения шведов, ни пожарные бедствия, истребившие обитель в 1754 г., не помешали возродиться монастырю во всей его прежней силе и славе.

Отсюда

Карельский Архив

Previous post Next post
Up