Нельзя не рассказать также о некоторых крупномасштабных операциях ТФП польской разведки вошли в ее «золотой фонд» как классические, с точки зрения оперативного эффекта, малой затратности, высокой степени риска, негативным политическим последствиям в случае обнаружения и т. д. Это были операции по досмотру германской почтовой корреспонденции, включая секретную, получившей условные наименования «Тётка» (с 1930 года) и «Тележка» (с 4 марта 1936 года).
Дело в том что Польша, получившая по Версальскому договору прямой выход к Балтийскому морю, тем самым лишила Восточную Пруссию территориального единства с остальной частью Германии. Связь с этим регионом осуществлялась посредством всех видов транспортного сообщения. При этом автомобильный и железнодорожный транспорт мог функционировать по строго оговоренным коридорам, проходящим по территории Польши.
Поезда, перевозившие почтовую корреспонденцию, направлявшуюся из Восточной Пруссии и обратно, на время следования транзитом через территорию Польши попадали под ее юрисдикцию, чем не преминула воспользоваться польская разведка.
Но прежде, чем приступать к реализации такой сложной операции, польская разведка детально изучила обстановку вокруг транзитного железнодорожного сообщения с Восточной Пруссией. В частности, благоприятным обстоятельством, способствующим обеспечению безопасности проводимых мероприятий, явился тот факт, что в сопроводительной документации отсутствовали описи содержимого почтовых вагонов.
Германские почтовые чиновники при передаче своим польским коллегам грузов учитывали только количество перевозимых единиц, начиная от отдельных посылок до мешков с письмами. Это дало возможность полякам обрабатывать почту, изымая на время интересующие их материалы.
На случай провала каждому агенту польской разведки была подготовлена «отступная» легенда, предусматривающая естественное объяснение его «противоправных» действий. Так, если бы агент был взят с поличным при «обработке» почты, ему предлагалось признать факт изъятия и вскрытия корреспонденции, но истинную цель не раскрывать, объясняя случившееся житейски понятными мотивами воровства денег, содержащихся в конвертах.
Первые сведения о проводимых поляками выемках германской почтовой корреспонденции относятся еще к 1930 году. Так, водном из отчетов начальника ПО № 2 в Чойницах поручика Щливиньского речь шла об организационных и практических трудностях, с которыми столкнулись исполнители при проведении мероприятий.
В частности, в отчете говорилось о том, что почта, направляемая из Восточной Пруссии по маршруту Мальборк - Стжебелино, сопровождалась служащими германской почтовой дирекции, которые для контроля использовали специальные зеркальные приспособления.
Почта же, следующая из Германии в Восточную Пруссию, охраной не обеспечивалась. Это давало возможность исполнителю изымать отдельные почтовые отправления во время остановки поезда на станции в г. Тшеве. Изъятая корреспонденция скоростным пассажирским поездом направлялась на перлюстрацию на станцию в Чойницах с таким расчетом, чтобы исполнители после обработки успели ее вернуть в почтовый вагон участнику операции.
Первые же выемки почты продемонстрировали высокую эффективность таких акций. Достоянием польской разведки стало множество материалов различной ценности. «Тётка» приносила много служебной пользы, так как документы большей частью были ценные, а главное, на 100 % оригинальные.
Отчитываясь о работе за 1931 год, капитан Влодаркевич отмечал, что в связи с ужесточением немцами требований к пересылке почтовых отправлений, требовалась большая осторожность при осуществлении отдельных акций, проводимых в рамках операции «Тётка».
Он отмечал, что письма, направляемые интересующим поляков военным, полицейским и другим, оформлялись как заказные, исключавшие возможность длительной их обработки. Возросло также число бандеролей, опечатываемых при помощи сложной конфигурации из ниток, бечевок, сургучных оттисков и т. д. Эти действия германской стороны не только осложняли работу польской разведки, но на какое-то время заставляли ее приостанавливать акции по выемкам.
Полякам потребовалось также решать множество других важных вопросов, связанных с обеспечением безопасности «Тётки». Например, после того как немцы для пересылки образцов изделий военного назначения стали использовать так называемые метизы, потребовалось провести дополнительные вербовки из числа служащих почтового и железнодорожного ведомств, которые могли представить оригинальные образцы приспособлений для опечатывания и опломбирования отправлений.
Например, привлечение к сотрудничеству начальника польской почты в Чойницах позволило сотрудникам разведки получить в требующемся количестве оригинальные немецкие пломбы, проволоку, нитки и т. д. Через него же был получен пломбиратор, по которому поляки изготовили качественно выполненный поддельный образец.
Сама операция «Тётка» требовала от всех её участников точной координации действий на всех этапах её реализации и своевременного реагирования на изменения оперативной обстановки. Когда была получена информация из агентурных источников о том, что польская и зарубежная почта, направляемая в Данциг, концентрировалась в Познани, была организована перлюстрация таких почтовых отправлений на месте.
Со временем была создана сложная, но эффективная система взаимодействия большого коллектива, состоящего из сотрудников, агентов и привлеченных лиц из числа железнодорожников и почтовых служащих. В случае, если выемку почты нельзя было произвести в стационарных условиях (во время стоянок поездов), практиковался экстремальный вариант.
Посвященный в суть операции машинист на определенном участке железной дороги замедлял ход состава, и в почтовые вагоны проникали разведчики. Во время движения состава вскрывались мешки, конверты, метизы и на месте производилась оценка их содержимого.
Отобранные по определенным признакам отправления доставлялись на специально подобранные конспиративные квартиры, где производилось их вскрытие и фотографирование. Вскрытые вагоны закрывались и пломбировались оригинальными немецкими приспособлениями. Самый сложный этап работы заключался в обратном запечатывании обработанной почты, который исключал саму возможность обнаружения немцами несанкционированного доступа к ней.
С 4 марта 1936 года операция «Тётка» получила наименование «Тележка». Связано это было с тем, что предыдущее название известно уже многим лицам не только во 2-м отделе, но и полицейским, почтовым служащим, пограничникам и другим участникам операции. Изменения были продиктованы необходимостью соблюдения требований секретности в отношении ценного источника информации.
По мере приближения войны возросло количество и качество получаемого разведывательного материала. В руки поляков попадала не только «закрытая», но и по-настоящему секретная информация, отражавшая процесс укрепления военного потенциала Германии в Восточной Пруссии. В частности, регулярно изымались приказы германских штабов, отражавшие ход военного строительства.
Несколько раз были получены отчеты о результатах контрразведывательной деятельности германской военной разведки на Востоке - Абверштелле «Кёнигсберг», в которых содержались сведения о разоблаченной польской агентуре. Исследовалась не только документация, но и отдельные образцы вооружения и снаряжения.
Одна из акций принесла неожиданный эффект. Поляками был подвергнут досмотру легковой автомобиль, в багажнике которого была обнаружена совершенно секретная документация по военным учениям в Восточной Пруссии. После ее фотографирования документы были возвращены на место. В определенные периоды операция «Тележка» приносила польской разведке до 60 % всех разведывательных сведений по германской проблематике, получаемых по каналам территориальных и зарубежных резидентур реферата «Запад».
Одним из критериев эффективности разведывательных операций является соотношение между финансовыми затратами на их проведение и качеством добытых материалов. С этой точки зрения «Тележка» была одной из самых «низкобюджетных» операций польской разведки. В ее сохранившихся документах содержатся сведения о выделенных на ее проведение суммах. За редкими исключениями, затраты на покупку фотографических материалов, оплату агентуры, транспортные расходы и т. д. не превышали сумму в 1000 злотых ежемесячно.