Фестиваль “Systo Solar” имеет стойкую репутацию мероприятия «для своих». Он проводится где-то в глубине Ленобласти, не особо рекламируется, и обычные люди даже не знают о его существовании. Бывает и такое, что «непосвященный» человек даже не в курсе того, что где-то неподалеку выступал кто-то из его любимых музыкантов. А основная аудитория фестиваля, трансеры, судя по рассказам, ныне превратилась в довольно редкий вид. Тем не менее, “Systo” продолжает успешно существовать, и каждый год в мае на это мероприятие съезжается множество интереснейших музыкантов со всего мира. В этом году фестиваль все-таки «поделился» своими хэдлайнерами с теми, кто не отважился ехать в такую даль и несколько дней жить в палатке: все-таки этих самых хэдлайнеров у нас слишком долго ждали. Итак, 8 мая 2012 года в Петербурге (Москва в этот раз оказалась «в пролете») легендарные Ozric Tentacles дали свой первый сольный концерт в России.
Правда, с форматом мероприятия возникла какая-то неразбериха. Изначально планировалось провести ночной фестиваль спейс-рока с участием различных российских команд, из-за чего концерт наверняка лишился части аудитории, не настроенной на формат вечеринки, которая была не в курсе дальнейших изменений планов. Позже мероприятие все-таки перенесли на вечер. В итоге с фестивалем вообще не сложилось: из двух заявленных групп разогрева (собственно, и три группы - это еще не фестиваль) выступила только одна, питерскую команду Iztumana этим вечером мы так и не услышали (но такая возможность будет, скажем, на концерте астраханцев Vespero 26 мая). Впрочем, это, на самом-то деле, не имело большого значения: все пришли послушать «Озриков», а остальное - просто приятное дополнение. Зрителей набралось не очень много, но и не так уж мало - опять же, концерт «для своих». Публика, преимущественно, молодежная: Ozric Tentacles числятся в фаворитах и у прогрессивщиков, и у любителей живой электроники; аудитория концерта оказалась представлена, в основном, второй категорией.
Единственной командой разогрева оказалась петрозаводская группа Asketics (также отметившаяся на нынешнем “Systo”). Этот коллектив был создан на основе ритм-секции прославленной этно-фьюжн команды Ва-Та-Га (в составе - гитарист Алексей Деревлев, контрабасист Сергей Шеляпин и ударник Аркадий Соколов). Их дебютный альбом был издан в прошлом году лейблом Sketis Music, ориентированным на фолк и этническую музыку. Правда, этника в их звучании присутствует в минимальных количествах, а живьем ее и вовсе почти не слышно. Если на альбоме группа порой звучит чересчур «чиллаутно», то живьем это - самый настоящий рок-бэнд, играющий весьма разнообразную музыку. Для начала музыканты врубают крепкого спейс-фьюжна с мощным психоделическим грувом и сразу настраивают на нужный лад. Следующая композиция - не менее мощный фанк. Далее музыканты отдают должное драм-н-бэйсу, а под конец сета и вовсе уходят в пост-рок. Сет, кстати, оказался довольно продолжительным - он продлился около часа, за который музыканты убедительно продемонстрировали, на что они способны. Своими психоделическими запилами и ломаными ритмами эта музыка производит примерно такой же эффект, как и трансовая электроника - при том, что электроники в ней практически нет. Словом, такой мощный разогрев встречается нечасто.
Вопреки опасениям, что концерт затянется допоздна и те, кто спешит на метро, просто не успеют послушать главных героев вечера, «Озрики» выходят на сцену уже в десять часов вечера. На переднем плане - лидер коллектива, гитарист-клавишник Эд Уинн, и его обаятельная жена Брэнди, излучающая тонны позитива. Они достаточно много общаются с залом, правда, с каким-то специфическим произношением, из-за чего не всегда удается разобрать, о чем они говорят. Рядом - облаченный в психоделическую футболку сын этой пары, Силас, невероятно похожий на родителей; в группе он отвечает за клавиши. Такой вот семейный клан. Ну а на заднем плане - сосредоточенный барабанщик Олли Сигл. Ныне «Озрики» обходятся без флейты, которая долгое время составляла существенную часть их фирменного саунда, но от этого звучат не менее мощно.
Нынешние сет-листы Ozric Tentacles вовсе не сосредоточены на их свежем альбоме “Paper Monkeys” - они включают в себя вещи с самых разных релизов. Впрочем, выбор программы в их случае вообще не имеет особого значения: звучание группы за двадцать с лишним лет не претерпело особых изменений, а качество материала всегда было на высоте. Так что музыканты могут просто играть то, что нравится им самим - публика не будет возражать. Хитовость не имеет особого значения, ведь главное на таких концертах - атмосфера и состояние, в которое приводит зрителей музыка. А в этих областях «Озрики» - давно признанные специалисты. Отличный психоделический видеоряд с 3D-эффектами великолепно дополняет музыку. Живое звучание не особо отличается от студийного: психоделические электронные кружева, трансовые ритмы, дабовые вибрации, легкий привкус семидесятнического арт-рока - в общем, все, за что мы любим эту группу. Но на концерте, да еще и в сопровождении вышеупомянутого видеоряда, эта музыка производит совершенно особый эффект: она словно обволакивает со всех сторон, полностью погружает слушателей в свои волны. Концерт Ozric Tentacles чем-то схож с рэйвом или хиппи-джемом, но при этом лишен всех негативных аспектов этих явлений: зрители с радостными лицами танцуют и покачиваются в такт музыке, но ведут себя абсолютно адекватно и обходятся без употребления различных веществ - такая музыка отлично действует и без них.
Сеты «Озриков» довольно продолжительны, но на таких концертах на время не обращаешь внимания (если, конечно, не спешишь на метро). Судя по лицам зрителей, недовольных среди них просто не было. Да их и не могло быть, ведь группа показала себя во всей красе. Наверное, такие люди просто не умеют банально отрабатывать номер. Хочется надеяться, что им тоже у нас понравилось, и что они еще вернутся.
Выражаем благодарность организаторам концерта за предоставленные аккредитации
Текст: Леонид Кравченко
(с) HeadBanger.ru
http://headbanger.ru/reports/6475