Культовый статус значит очень много. Какое количество зрителей соберет в Петербурге какой-нибудь европейский экспериментатор, решивший поразить публику своими вокальными способностями? Человек двадцать. А выступать он будет где-нибудь в «ГЭЗе», и узнают об этом концерте только избранные. Другое дело, если этого музыканта зовут Бликса Баргельд, и он уже более тридцати лет возглавляет одну из ключевых групп в истории индастриала, к тому же, очень любимую в России. Такому исполнителю понадобится уже самый большой клуб в городе, причем аншлаг будет гарантирован. Похоже, для многих поклонников между именами Бликсы и Einsturzende Neubauten можно ставить знак равенства: сама группа сегодня функционирует довольно вяло (хотя и распадаться вроде бы не собирается), но проекты ее фронтмена вызывают у публики не меньше интереса. Так было и с прошлогодним концертом ANBB, так получилось и с нынешним сольным концертом Баргельда.
Выступления Бликсы не имеют ничего общего с рок-концертами, и обстановка для них нужна совершенно другая. Поэтому вместо традиционных стоячих мест в зале был организован сидячий партер (как уже говорилось, практически заполненный). Разумеется, ни о каком разогреве не идет и речи. Бликса появляется на сцене с сорокапятиминутной задержкой, приветствует зрителей и сообщает, что, в отличие от концертов Neubauten, на которых сцена заполнена множеством всевозможных предметов, на его сольных выступлениях она абсолютно пуста. Правда, к моменту начала концерта на ней находилась какая-то странная машина, издающая звуки вроде «у-у-у» (правда, слышал их только сам музыкант), а также заботливо приготовленный организаторами стул, который самому Баргельду совсем не нужен. Избавившись от лишних вещей, музыкант начал представление.
На выступлениях Бликсы действительно нет абсолютно ничего лишнего - есть лишь микрофон и лупер, а единственным инструментом является голос. Жанр такого перфоманса - это что-то среднее между акапеллой и spoken-word-выступлением, но в целом результат оказывается вполне музыкальным. Звучит это так: сначала музыкант создает себе какой-нибудь фон, затем начинает издавать различные звуки либо читать тексты (причем тексты, в большинстве своем, берутся не из бумажки, а из головы). Впрочем, манера декламации и голосовой импровизации Баргельда хорошо знакомы любому поклоннику EN, так что слушатели были вполне подготовлены к такому представлению (хотя некоторые иногда все же зажимали уши, а кто-то и вовсе покидал зал). Тексты преимущественно англоязычные, а в паузах между композициями фронтмен подробно объясняет зрителям, что они сейчас услышат - словом, знать немецкий посетителям концертов Баргельда не нужно, а вот владение английским (причем достаточно хорошее) очень желательно. Кроме того, исполнитель постоянно шутит и травит байки (ну а говорить о его харизме будет излишним) - как бы странно это ни прозвучало для такого экспериментального действа, это был очень веселый и позитивный концерт.
В течение часа с небольшим Бликса исполняет несколько довольно продолжительных композиций. В них он создает ритм, эмбиентный фон, где-то выступает в качестве битбоксера, поверх этого звучат его знаменитые ультразвуковые вопли и прочие звуки. Каждая композиция что-то изображает. Например, в вещи, посвященной поезду, Баргельд имитирует стук колес и паровозный гудок. А в самой эпичной композиции он изображает вселенную с ее планетами, астероидами и метеоритами, причем луп для фона Бликса предлагает записать зрителям; разумеется, процесс его создания походил на часть комедийного шоу. Помимо того, была исполнена одна старая знакомая вещь: “Negativ Nein” с легендарного дебютного альбома Neubauten “Kollaps” - она состоит, в основном, только из ритма и вокала, поэтому «сыграть» ее в одиночку не составило для музыканта особой проблемы.
Под конец выступления Баргельд изобразил свою поездку по немецкому автобану под звуки местной радиостанции - в этой вещи он вволю поиздевался над современной поп-музыкой. Бис же вновь оказался интерактивным: заключительная композиция вечера повествовала о поединке между двумя русскими словами, которые должны были выбрать зрители. Разумеется, прозвучало заветное слово из трех букв, но музыкант, к счастью, отверг его, узнав, что оно означает, и в итоге остановился на вполне безобидных «дождь» и «снег» (в произношении Бликсы - «дощь» и «снэг»; процесс его обучения этим словам послужил еще одним мощным источником позитива). Сама композиция состояла из выразительного повторения этих слов, сопровождаемого звуками ударов, а для определения победителя поединка музыкант убрал звук на луперах, а затем вернул его: первым прозвучало слово «дощь» - оно и выиграло. Затем Баргельд прочитал по бумажке специально подготовленный для конца выступления текст и под громкие аплодисменты покинул сцену, оставив зрителей в полном восторге. Что тут сказать - радует и то, что музыкант с таким богатым стажем по-прежнему создает что-то по-настоящему новое и интересное, и то, что публике это действительно нужно.
Выражаем благодарность Анастасии Гамаюновой (клуб «А2») за предоставленные аккредитации
Текст: Леонид Кравченко
(с) HeadBanger.ru
http://headbanger.ru/reports/7663