Не могу понять, почему народ так обожает De/Vision. Их выступление на Synthetic Snow показалось крайне унылым зрелищем совершенно не хэдлайнерского уровня (и, кстати, наш фотограф Юлия, для которой все группы были в новинку, тоже так считает), но стоило об этом написать в очень мягкой форме, как тут же посыпались возмущения. Оказывается, это отчет с позиции поклонника In Strict Confidence - которых я до концерта и не слушал особо:) Скорее уж с позиции поклонника Haujobb.
Состав юбилейного, десятого “Synthetic Snow” оказался вполне на уровне европейских фестивалей: тут и звездные шведы Covenant, и легенды готик-рока и дарквейва Clan Of Xymox, и вернувшиеся в строй новаторы от электро-индастриала Haujobb, и другие имена, которые не стоит игнорировать. И, судя по рассказам очевидцев, даже вылет трех групп не последней значимости (Diorama, Project Pitchfork и T.O.Y.) за пару дней до фестиваля не смог испортить праздник: в конце концов, кто откажется от дополнительных сетов Covenant и Даниэля Майера? Правда, все это относится только к московской части мероприятия: увы, шведская и голландская составляющие столичного лайн-апа до Петербурга в этот раз не добрались - у нас за всех отдувались немцы. И если приездом De/Vision, по частоте появления в наших краях уступающих разве что Джо Линн Тернеру и Кену Хенсли, едва ли кого-то удивишь, то In Strict Confidence, в свой прошлый визит в Россию добравшиеся только до Москвы, вызывали больше интереса. Ну а дополнившие эту компанию Haujobb уже просто не оставляли выбора - надо идти!
Публики в «Авроре» (которая в последнее время превратилась в одну из лучших концертных площадок и, вероятно, самый уютный большой клуб в городе) этим вечером набралось немного, разве что пара сотен человек - зато, как говорится, все свои: случайная публика на такие мероприятия не ходит. Перед началом фестиваля старые знакомые коротают время, выясняя, кто уже успел купить билеты на грядущий концерт Depeche Mode, и обсуждая другие интересные события в мире синт-музыки. В общем, атмосфера теплая и дружественная. Так незаметно и наступает время выхода первых действующих лиц вечера.
Даниэль Майер - настоящий герой нынешнего фестиваля. Из-за вышеупомянутых форс-мажорных обстоятельств в Москве он выступал целых четыре раза: два - в составе Covenant (везет все-таки москвичам!), один - сольно с материалом Destroid, и один - во главе Haujobb. Последний посчастливилось лицезреть и петербуржцам. Задействовав очень нестандартное освещение в стиле «ночной кошмар концертного фотографа» (обычно на концертах публика видит музыкантов, а музыканты не видят публики - в этот раз было, скорее, наоборот), группа отыграла довольно компактный, «разогревочный» сет - но он оказался едва ли не самым мощным выступлением на фестивале.
В 90-е Haujobb шли в авангарде электро-индастриала, скрещивая, казалось бы, несовместимые, несмотря на созвучность их названий, жанры - EBM и IDM. Но на свежих релизах группы последняя составляющая практически отсутствует: ныне Майер предпочитает окучивать территории ломаных битов под вывеской Architect, а его основная группа переключилась на более прямолинейный электро-индастриал. Так что и на концерте бал правит прямая бочка. Сам Майер выступает в роли свободного вокалиста, а его постоянный соратник Дежан Самардич и еще один приглашенный музыкант отвечают за электронику и живые ударные. Со сцены звучит убийственная танцевальная музыка с тяжелыми битами и эпическими мелодиями: эдакая постапокалиптическая дискотека. Музыканты особенно налегают на материал с прошлогоднего камбэк-альбома “New World March”, и свежие вещи звучат лучше всего: видно, что группа получает удовольствие от своего актуального творчества. Обращаются они и к более старому материалу, из которого отбирают, опять же, наиболее прямолинейные вещи: для любителей IDM, увы, ничего не припасено, но и без этого все звучит прекрасно. Майер, совершенно антигламурный персонаж, внешне больше похожий на исполнителя русского шансона, чем на сурового индустриальщика, умело работает с публикой: в какой-то момент он даже устраивает металхэдовское скандирование «Хэй-хэй-хэй!» под аккомпанемент трансовой электроники. В конце сета Haujobb добивают публику еще одной свежей вещью, мощнейшей “Dead Market”, а после выступления присоединяются к зрителям и с удовольствием общаются с поклонниками. Прекрасное начало фестиваля.
In Strict Confidence - группа, привлекающая публику не только музыкой, но и имиджем, а их выступления воспринимаются как настоящие шоу, хотя, казалось бы, ничего особенного музыканты на сцене не вытворяют. Деннис Остерманн появляется на сцене в компании с блондинистой гитаристкой Хайди Спаркс, а через одну песню к ним присоединяется и вокалистка Нина де Лианин (на заднем плане также устроились клавишник и барабанщик). Готичный фронтмен и две барышни в латексных платьях на переднем плане - такой вид должен оставить довольными зрителей обоих полов. На большом экране на заднике тем временем демонстрируются клипы на исполняемые композиции (причем клип прилагается почти к каждой вещи - серьезный подход, ничего не скажешь).
Что касается музыки, то поначалу она больше напоминает не дарквейв, а готик-рок, с резкой гитарой и монотонным вокалом Остерманна в духе Эндрю Элдритча. In Strict Confidence вообще оказались самой рок-ориентированной группой на фестивале. Но одним роком дело не ограничилось: хотя команда и не выходит за пределы определенных стилевых рамок, одним жанром она все-таки не ограничивается. В их сете можно услышать и зажигательный EBM, и позитивный, совсем не «готичный» электроклэш, ну и, собственно, дарквейв. Недавно In Strict Confidence выпустили новый альбом “Utopia”, на основе которого и был построен сет. Особое внимание публики привлекла сингловая композиция “Morpheus” с припевом на русском языке - впрочем, слова в этом припеве можно разобрать с большим трудом. Вокал де Лианин часто задвинут на задний план - видимо, специально: все-таки вокалистка она не выдающаяся. Зато с внешностью все в порядке (модель все-таки), и с обязанностями фронтвумен Нина справляется прекрасно. Музыканты отыграли, по сути, полноценный концерт с бисом, и хотя некоторая монотонность музыки под конец сета начала немного утомлять, явная хитовость материала и визуальная составляющая выступления все же не давали заскучать. Публика оказала группе очень теплый прием. In Strict Confidence - команда из тех, что могут не впечатлить в записи, но приятно удивить живьем, так что дать им шанс определенно стоит. Благо, музыкантам, похоже, Россия понравилась.
В последние годы De/Vision долго не могли определиться с составом: расширив его за счет гитариста и ударника, музыканты подверглись критике за отход от канонов жанра и крен в рок-звучание (да, любители электронной музыки порой бывают не менее консервативны, чем ценители классического рока), а возвращение к формату дуэта повлекло за собой обвинения в занудстве и отсутствии концертного драйва. Ныне группа пришла к компромиссному варианту: оригинальный дуэт плюс ударник. Выступление на этом фестивале показало, что какой-нибудь «живой» инструмент им все-таки жизненно необходим: даже с барабанщиком драйва их выступлению ощутимо не хватало, а без него было бы совсем скучно. Вялое общение с публикой, апатичные телодвижения фронтмена и ничем не заполняемые паузы между композициями - все это совсем не придает энтузиазма. Да и взять свое материалом музыканты также не могут: нынешнее творчество De/Vision - это, увы, просто приятная музыка, и ничего больше. Откровенно говоря, это совсем не хэдлайнерская группа (боюсь даже предположить, как они смотрелись два года назад после выступления самих Covenant), и те же In Strict Confidence подошли бы для закрытия фестиваля гораздо больше (но они у нас пока не слишком известны, а De/Vision - практически народная группа). Зато у дуэта всегда найдется пачка полюбившихся публике хитов вроде “Try To Forget” или “Strange Affection”, имеющих гарантированный успех вне зависимости от подачи. Зрители танцуют, подпевают и громко аплодируют - похоже, все довольны. Ну и прекрасно.
Словом, даже сильно сокращенная версия нынешнего “Synthetic Snow” стала по-настоящему интересным событием, оставившим много положительных эмоций. Хочется надеяться, что в будущем фестиваль будет проводиться в нашем городе почаще и с более объемной программой - хотя с такой посещаемостью это будет не так-то просто…
Выражаем благодарность концертному агентству Kultprodukt за предоставленные аккредитации
Текст: Леонид Кравченко
(с) HeadBanger.ru
http://headbanger.ru/reports/7243