Электромеханика-6

Nov 28, 2012 19:21

В 2010 и 2011 годах «Электромеханика» проходила в однодневном формате, но этот день был очень насыщенным, а лайн-ап пестрел звездными именами. В этот раз участников фестиваля было больше, и в один день было уже не уложиться, а именитых музыкантов набралось меньше. В результате посещаемость была несколько ниже, чем в предыдущие годы, но все равно осталась на очень приличном уровне. Несколько изменилась и общая направленность фестиваля: если в предыдущие годы на «Электромеханиках» выступали, в первую очередь, экспериментаторы, а развлекательные танцевальные проекты лишь немного разнообразили программу, то теперь эти две категории выступали практически на равных. Впрочем, интересных, пусть и не очень звездных, имен в афише, как обычно, было предостаточно, так что оставалось только хорошенько выспаться и провести две ночи в уже почти родном здании бывшего кинотеатра «Прибой», проникаясь звуками актуальной электронной музыки.


В первый день фестиваля из-за проблем с электричеством начало основной программы задерживалось на час, а в это время в малом зале (который теперь функционирует в качестве концертной площадки только вечером, а ночью превращается в своего рода чиллаут с чайной, качелями и экспериментальными фильмами, демонстрирующимися на экранах) играет дроун-нойз-эмбиент от московского проекта Brinstaar. Его сменяет музыкант из Ростова-на-Дону, скрывающийся под псевдонимом Papa Srapa - он играет на самодельных синтезаторах довольно злой нойз, порой вызывающий физический дискомфорт, но при этом обладающий какой-то особой привлекательностью, долго не отпускающей и не дающей покинуть зал.

Тем временем на большой сцене, наконец, начинается сет немца (все музыканты, игравшие на главной сцене в этот день, за исключением Kuedo, родом из Германии) Яна Елинека. Он начинает с абстрактного глитчевого эмбиента, затем переходит к более ритмичной музыке с красивыми мелодиями, чем-то даже напоминающей краут-рок, а через какое-то время снова возвращается к глитчу. Ненавязчивая, но при этом интересная и затягивающая музыка - то, что нужно для открытия фестиваля. На экране тем временем исполняется мечта тех, кому интересно, чем же все-таки занимаются эти электронщики со своими столами с аппаратурой: все манипуляции музыканта транслируются в прямом эфире.

Следующими на сцену выходят хэдлайнеры первого дня - Kreidler. В отличие от большинства участников «Электромеханик», этот проект представляет собой полноценную группу. В составе - двое электронщиков, барабанщик и басист (басист, кстати, довольно звездный: он является участником популярной группы LCD Soundsystem). Ранее группа проходила по ведомству электронного пост-рока, а ныне исполняет неокраут. Недавно Kreidler выпустили новый альбом “Den”, открывающей вещью с которого, “Sun”, и стартует их сет. Поначалу группа звучит несколько неуверенно, но уже на следующей вещи все выправляется. Электроника выдает пульсирующие мелодии, ударник то играет повторяющиеся минималистичные рисунки, то превращается в солиста (его партии в миксе звучат как минимум наравне с электроникой), басист поддает даба. Вскоре группа звучит уже вполне танцевально, и в какой-то момент музыка превращается практически в инструментальный синти-поп. Публика с энтузиазмом пританцовывает у сцены. В конце концов, на этом фестивале порой очень не хватает настоящего рок-драйва, и выступление группы, способной его выдать, просто не может оставить равнодушным.

Олаф Бендер, создатель выступавшего следующим проекта Byetone, является одним из основателей лейбла Raster-Noton (другой его основатель, Альва Ното, выступал на «Электромеханике» два года назад), из чего можно сразу сделать вывод, что сейчас мы услышим глитч и clicks’n’cuts. Так оно и есть, но с одной оговоркой: бочка у него, в отличие от того же Ното, совершенно прямая. Немного пошумев в начале сета, вскоре Byetone начинает играть откровенно танцевальный материал - по сути, это уже настоящее минимал-техно, приправленное глитчевыми элементами, эдакая дискотека для любителей экспериментальщины. Народ поначалу стоит и «въезжает», но вскоре понимает, что к чему, и начинает отплясывать. Под конец Бендер врубает ядреного индустриального брейкбита, а после окончания сета удостаивается вызова на бис. Что ж, это было, по меньшей мере, мощно.

Тем временем в малом зале начинается сет голландца Тома Вербрюггена, выступающего под именем Toktek. Сначала он через переводчицу рассказывает, кто он такой, и объясняет, что играет музыку с помощью игрушек, причем музыка полностью импровизационная. По словам музыканта, иногда у него получается действительно хорошо, иногда - не очень, и ему самому интересно, как будет на этот раз. На этот раз получилось хорошо. Для начала Вербрюгген запустил вертушку с какой-то советской пластинкой, на которую взгромоздил куклу-неваляшку, затем начал играть с помощью пары джойстиков, периодически берясь за погремушки, резиновые игрушки-пищалки и прочие забавные вещи. Результат звучал как довольно экстремальный глитчевый IDM, который можно с удовольствием слушать и не обращая внимания на способ его воспроизведения. Затем эстафету перехватило московское трио ADMI, играющее уже более мягкий IDM, но также с помощью различных игрушек. И снова музыка звучала как минимум приятно.

Программа главной сцены продолжилась выступлением сольного проекта барабанщика Kreidler Томаса Кляйна - Solyst. Снова неокраут, только теперь состав более компактный: лишь ударные и электроника. Но если на отличном дебютном альбоме Solyst электроника и барабаны органично переплетаются друг с другом, то живьем Кляйн несколько переигрывает: ударные выведены на передний план, и его минималистичные партии начинают перебивать остальную музыку. В остальном же группа звучит примерно так же, как и Kreidler, только, пожалуй, менее танцевально. Ну ничего, дальше танцев будет предостаточно.

В случае со следующим артистом, одним из самых видных деятелей минимал-техно Pantha du Prince, сразу понятно, что никакой фиги в кармане он не припасет, а припасет просто качественный танцевальный сет. Правда, поначалу он довольно долго играет пульсирующий эмбиент, и публика начинает проявлять нетерпение, слышится возглас «Мясо давай!». В конце концов, музыкант переходит к не слишком «мясному», но все же зажигательному минимал-техно и электро. Ровный прямолинейный бит, хуки, приятные мелодии, разные «вкусные» звуки и умение держать паузу - в общем, все, что нужно для хорошей танцевальной музыки. Публике явно понравилось.

А уже под утро прозвучал один из лучших сетов фестиваля. Британец Джейми Тисдейл прославился как участник дуэта Vex’d, который автор известного подкаста “Electronic Explorations” Роб Бут назвал, ни много, ни мало, лучшей группой за последние десять лет. В составе Vex’d Джейми играл злобный громыхающий дабстеп чуть ли не на грани с индастриалом, но теперь, в рамках сольного проекта Kuedo, он перешел к значительно более мягкой и интеллигентной музыке. Оставшиеся от дабстепа спотыкающиеся ритмы соседствуют с деликатным IDM-стрекотанием, а поверх всего этого звучит красивый отстраненный эмбиент. И если в альбомном варианте эта музыка звучит несколько фоново, то живьем она по-настоящему затягивает. Даже жаль, что выступление Джейми поставили в столь позднее время, когда значительная часть публики уже разошлась по домам. Зато оставшиеся зрители оказали музыканту по-настоящему горячий прием и с большой настойчивостью вызывали его на явно незапланированный бис. Такую реакцию он явно заслужил.

Второй день фестиваля открыла расхваленная инди-прессой питерская группа MAYГLEY. В составе - вокалистка и инструменталист. Основные компоненты звучания - шугейзовая гитара, прямолинейная драм-машина «как в восьмидесятые» (порой выдающая ломаные ритмы, явно не идущие музыке на пользу) и характерный инди-вокал с растягиванием гласных. В репертуаре, помимо прочего, кавер на The Cure и песня на стихи Роберта Рождественского. Музыка, правда, не слишком увлекательная, и вокалистка поет откровенно плохо. На экране тем временем можно наблюдать странный видеоряд, как будто созданный из совершенно случайного набора кадров; вероятно, в теории он должен заставлять вспомнить модное слово «сюрреализм», но на практике лишь вызывает недоумение. В целом группа звучит вполне слушабельно, но явно не соответствует уровню, описанному в пресс-релизах.

Через некоторое время в малом зале выступает украинский проект Blablarism, также расхваленный модными изданиями, но звучащий еще на порядок хуже. Здесь мы имеем дело со стилизацией под восьмидесятнический минимал-вэйв и лоу-фай, только слишком уж кондовой и откровенно корявой: невнятные мелодии, лоу-файная звуковая каша и, как особый шик, совсем уж страшный звук ударных, стилизованный под самые примитивные и допотопные драм-машины - видимо, такой звук должен приводить псевдоностальгирующую узкоштанную публику в восторг. Справедливости ради, стоит отметить, что со звуком и с программным обеспечением Blablarism в этот раз очень не повезло, и это сильно сказалось на качестве сета (в итоге оборвав его после трех композиций) - тут уже виновата техника. Но в целом инди-составляющая лайн-апа этой «Электромеханики» в очередной раз убедила в том, что похвала хипстерской прессы - это скорее предостережение, чем рекомендация.

Перед Blablarism в малом зале звучит, вероятно, наиболее интересный сет от российских участников фестиваля. Дмитрий Морозов, выступающий под псевдонимом ::vtol::, с помощью множества собственноручно собранных устройств играет захватывающий дроун и нойз. Сначала он устраивает громкие шумовые атаки, но постепенно музыка становится все тише, но при этом ни на секунду не отпускает внимание. Тем более, что интересно не только слушать звуки, но и смотреть на то, как автор их воспроизводит, копаясь в кучах проводов.

Хэдлайнером второго дня стал Jacaszek, проект поляка Михала Якашека, мастера эмбиента и неоклассики. Этим вечером он представил программу с прошлогоднего альбома “Glimmer”, на котором музыкант взялся осваивать территории электроакустики. В составе, помимо самого Якашека, отвечающего за электронику, присутствуют также духовик, играющий на кларнете и саксофоне, и исполнитель на клавесине. Очень тихая и хрупкая электроника с множеством разнообразных деликатных шумов интереснейшим образом сочетается с вдохновленными классикой партиями живых инструментов. Несмотря на кинематографичность своей музыки, Jacaszek, в отличие от большинства других участников фестиваля, обходятся без видеоряда, но их звуки порождают картины, гораздо более интересные, чем невнятные видео тех же MAYГLEY. Некоторые зрители выходят из зала со словами «Скукотища какая-то», остальные совершенно заворожены. Еще одно из лучших выступлений нынешней «Электромеханики».

На этом месте эксперименты закончились. Следующий участник фестиваля, Sun Glitters из Люксембурга, - это еще один модный проект, раскрученный во многом благодаря интернету. Его музыку причисляют к пост-дабстепу за характерные хромающие ритмы. Кроме них, есть еще сладкие мелодии, вокальные сэмплы и грязноватый лоу-файный звук. Также присутствует модный видеоряд. И, пожалуй, больше ничего: до неприличия однообразные ритмы надоедают уже через несколько минут, а чего-то по-настоящему привлекательного музыкант так и не предлагает. Зато играет в течение целого часа, заставляя серьезно заскучать. Ох уж эти модные проекты…

Затем британец Энди Стотт потчует публику медленным, тяжелым и брутальным техно с громыхающими дабовыми басами. Снова прямая бочка, под конец, правда, сменившаяся ломаными битами с питч-войсом. Через некоторое время сцену оккупирует француз Debruit, в течение часа без перерывов бомбардирующий зрителей громыхающими хип-хоп-битами с этническими элементами: в три часа ночи такая музыка напрочь выносит мозг. Между ними затесался американец Thunderbird Gerard. Облаченный в элегантный костюм чернокожий МС в компании со своим ди-джеем вжарил очень качественного хип-хопа с отличными битами, мощным грувом и виртуозной читкой. Сет оказался коротким (у музыканта пока еще мало материала, он только готовит свой дебютный альбом), но содержательным. Быть может, такая музыка не совсем в формате «Электромеханики», но она внесла в действо уже просто необходимого к тому моменту разнообразия. Ну и парня нужно взять на заметку, так как он может выдать чего-нибудь интересного.

Под конец фестиваля на главной сцене выступил московский проект Moa Pillar, играющий какую-то фрагментарную музыку: то кусок эмбиента, то что-то экспериментальное, то снова прямая бочка. Ну а уже ближе к пяти часам утра «Электромеханику» закрыл питерский проект All Blacks (изначально он должен был выступать первым на малой сцене, а в итоге отыграл последним на большой): его мягкий эмбиент хоть и звучал не слишком увлекательно, но после такого количества танцевальных битов казался просто бальзамом на уши. Правда, со временем выступления парню сильно не повезло: в зале к тому моменту оставалось лишь несколько десятков человек, да и сет оказался совсем коротким.

Хотя в целом эта «Электромеханика» произвела традиционно положительное впечатление, кое-что в ее нынешнем формате кажется неоднозначным. Конечно, нет ничего плохого в расширении круга интересов за счет танцевальной музыки, но не всем давним посетителям фестиваля она интересна - а в расписании экспериментальные и танцевальные сеты оказались перемешаны. Возможно, стоило сделать для разной аудитории разделение по дням, либо на вечернюю и ночную программу (как это уже давно делается на «Этномеханике»). С другой стороны, порой отделить одно от другого не так уж и просто, да и расширить кругозор все-таки лишним не будет. В любом случае, фестиваль удался, как было и в прошлые и как, хочется надеяться, будет и в следующие годы.

Выражаем благодарность ЦСИ им. Курехина за предоставленные аккредитации

Текст: Леонид Кравченко
(с) HeadBanger.ru
http://headbanger.ru/reports/7232
Previous post Next post
Up