Jul 30, 2007 23:11
Самый необыкновенный пример превращения бытия в иллюзию, воображения в реальность - это пьеса Жене "Служанки". В театральном спектакле Жене привлекают фальшь, подделка, искусственность…
Две служанки одновременно и любят, и ненавидят свою Госпожу. Анонимными письмами они донесли на ее любовника. Узнав о том, что его отпустили из-за отсутствия доказательств и поэтому их предательство раскроется, они решают умертвить Мадам, но терпят неудачу. Тогда они изъявляют желание убить друг друга. В конце концов, одна из них кончает самоубийством, а другая, оставшись одна, пьянея от славы, пытается с помощью высокопарных манер и слов сравняться с ожидающей ее великолепной судьбой. Сражу же раскрываем тайну первого превращения бытия в иллюзию: "Если бы мне нужно было поставить театральную пьесу с женскими персонажами, я бы потребовал, чтобы их роли исполняли юноши, и предупредил бы этом публику при помощи плакатов, висящих по обе стороны декораций в течение всего представления". Жене сразу хочет радикализовать видимость.
…Жене утверждает в своих сценических указаниях: "Жесты и тон преувеличено трагичны". Этот ритуал имеет еще одно значение: для тех, кто каждый вечер играет убийство Мадам, он представляет собой черную мессу. Убийство всегда прерывается, церемония никогда не доходит до конца. Речь идет о совершении самого худшего: Мадам добра, "Мадам прекрасна"; служанки убивают свою благодетельницу только потому, что она делает им Добро. Действие воображаемо, потому что Зло - это вымысел. Но даже в воображении оно заведомо подделывается. Служанки знают, что у них никогда не хватит времени дойти до преступления…
Жан-Поль Сартр