На днях я дал ещё одно откровенное интервью. На этот раз в роли интервьюера выступил главный редактор фанзина MYTEN, выпускаемого болельщиками стокгольмского "Хаммарбю". Он расспросил об истоках моего увлечения фанатской литературой, истории создания "МагШопа", о том, как я оказался в Украине, как здесь жилось русским до войны, что я думаю о российском вторжении, чем помогаю украинским ультрас и многом другом. На шведском языке в несколько усечённом варианте, что связано со внутренней политикой редакции, оно уже опубликовано
на сайте MYTEN. Вы же имеете возможность прочитать полную версию нашего разговора на русском или английском языках, в зависимости от того, какой ресурс выберете. Напоминаю, что сегодня у "МагШопа" их четыре: Фейсбук (
https://www.facebook.com/clubmagshop) вещает сразу на обоих языках, записи в Телеграм (
https://t.me/clubmagshop) и ЖЖ (
https://clubmagshop.livejournal.com) делаются на русском, Инстаграм (
https://www.instagram.com/clubmagshop) ведётся на английском.
Можешь представиться и рассказать о своём фанатском прошлом?
Моё имя Юрий. Я родился и вырос в России, но последние 15 лет, с небольшим промежутком, проведённом в Сербии, живу в Украине. В конце 1990-х я стал частью региональной ультрас-группы ЦСКА (Москва) и до конца 2000-х ходил на все домашние матчи этой команды, ездил на выезда, участвовал в различных акциях, в том числе хулиганских. Параллельно с этим, правда, не так долго, я был лидером ультрас-группы, поддерживающей маленький футбольный клуб из своего родного города - Зеленограда, выступавший сперва в 4-й, а затем в 3-й лигах чемпионата России. Но всё это в прошлом. Когда фанатизм старой школы начал уступать дорогу современному, в котором большинство людей вокруг стали интересоваться не футболом и поддержкой любимой команды, её историей и традициями, а околофутболом, драками в лесу и рейтингами собственных фирм, я ушёл с трибуны и перестал ассоциировать себя с какими-либо группами и клубами. С тех пор я больше известен благодаря занятию граундхоппингом, многочисленным статьям в фанзинах, освещающим ультрас-сцену Восточной Европы, а также основанному в 2006 году Клубу любителей фанатской литературы "МагШоп".
Как появился проект "МагШоп" и что он собой представляет?
Свой первый фанзин я купил на стадионе ЦСКА в 1997 году. Несмотря на большую популярность, в то время свободно они продавались лишь в нескольких местах Москвы и Санкт-Петербурга. В остальных городах России фанзины распространялись в основном среди довольно узкого круга членов отдельных групп, уходя за его пределы лишь благодаря дружеским связям с фанатами других клубов или обмену по переписке. Примерно таким образом, привозя с выездов или получая их из рук почтальона, ко мне попадали издания даже из-за границы, открывающие новые горизонты, недоступные большинству соотечественников в эпоху раннего, тогда ещё плохо развитого интернета. И вот в один прекрасный день я захотел исправить ситуацию, придумав идею с открытием магазина, в ассортименте которого будут представлены фанзины из разных стран Европы, чтобы каждый человек, вне зависимости от места жительства, мог купить их и узнать, чем дышат такие же одержимые ультрас-культурой люди в разных странах. Старт этого проекта мечты начался с неприятного, но вынужденного шага. Мне пришлось продать свою коллекцию, чтобы на вырученные средства отправиться в Польшу, познакомиться там с автором авторитетного журнала TO MY KIBICE и посмотреть весь процесс появления журнала, вникнуть в тонкости выстраивания отношений с фанатами разных клубов, сбора информации, вёрстки, печати и реализации готового продукта. Командировка удалась на славу. Из неё я привёз не только знания, но и первые экземпляры журналов, которые успешно продал, сидя на лавочке в центре зала одной из станций московского метро, предварительно в интернете договариваясь о встрече с покупателями. Позже появилось название - "МагШоп", интернет-сайт с неплохим ассортиментом изданий, по крупицам собираемых везде, куда мы смогли дотянуться, и гостевая книга, на страницах которой в ежедневном общении начало образовываться сообщество авторов, читателей и коллекционеров фанатской литературы, которые обменивались информацией, делились впечатлениями о прочитанном, давали дельные советы друг другу и тем, кто только собирался пробовать себя в новой роли. Осенью прошлого года этому проекту исполнилось 15 лет. Сейчас у него есть свой блог, страницы в популярных социальных сетях, форум, где на русском языке мы рассказываем о новых журналах и книгах, продавая некоторые из них, делимся впечатлением о прочитанных изданиях, публикуем интервью с их редакторами, проводим аукционы, и т.д. и т.п. В общем, делаем всё возможное, чтобы сохранить интерес молодёжи к очень важной, на мой взгляд, составляющей ультрас-культуры.
Прошлой осенью вы заказали три экземпляра фанзина MYTEN. Откуда ты узнал о нём и каковы были впечатления от самих журналов?
Я стараюсь следить за новинками фаниздата, систематически проверяя интернет-ресурсы сотен известных мне ультрас-групп и ультрас-движений со всего мира на предмет их наличия. Иногда нужную информацию присылают подписчики "МагШопа". О фанзине MYTEN рассказал один из них, он проживает в Швеции. После этого я незамедлительно связался с редакцией для выяснения подробностей, необходимых для анонса, и покупки самих журналов. Они запомнились аккуратной вёрсткой, качественным дизайном и тщательно подобранными материалами, затрагивающими настолько широкий спектр тем, что любой болельщик "Хаммарбю", независимо от возраста или степени своей вовлечённости в процесс, найдёт в нём что-то интересное для себя.
Кстати, MYTEN не первый фанзин "Хаммарбю" в моей коллекции. Дело в том, что в начале 2000-х годов я переписывался с одним фанатом вашей команды - Микаэлем (Mikael Hallbom). Не помню, как это началось, но спустя какое-то время, через своего друга Гари, который часто ездил из Стокгольма в Москву по работе, он стал передавать мне различную атрибутику BAJEN FANS, включая фанзины. С тех самых пор в Швеции я симпатизирую только "Хаммарбю". Вы будете смеяться, но одну кофту, подаренную мне Микаэлем, я взял с собой в Украину и ношу до сих пор. Не знаю почему, но она мне очень нравится, несмотря на потрёпанный вид и дырки на рукавах, зашивать которые уже бесполезно. Благо, дома их никто не видит.
В настоящее время ты живёшь в Украине. Как ты там оказался?
Пожалуй, это одна из самых интересных историй в моей биографии. В 2007 году, работая в журнале ULTRAS LIFE MAGAZINE, в основном освещавшим ультрас-сцену России, но не только, я взялся написать статью о фанатской дружбе. Как раз в то время на трибуне в Днепропетровске (с 2016 года город стал называться Днепр) появился баннер, посвящённый одному из самых старых союзов на территории бывшего СССР, объединяющим фанатов киевского "Динамо", днепропетровского "Днепра" и львовских "Карпат". Увидев его фотографию в интернете я подумал, что неплохо было бы использовать её в качестве иллюстрации к своему тексту. Автором этого снимка оказалась моя будущая жена, которая на тот момент являлась фотографом ультрас "Днепра". Первое время мы общались на расстоянии, потом встретились. Затем около полугода каждую неделю я ездил из Москвы в Днепр, проводя по 16 часов в поезде по дороге туда и столько же по дороге обратно, чтобы провести выходные в Украине. А когда ULTRAS LIFE MAGAZINE прекратил своё существование, решил переехать в Днепр насовсем, о чём нисколько не жалею.
Что ты думаешь о российском вторжении?
Я думаю, что правительство путинской России сошло с ума, рассказывая о каких-то нацистах, захвативших власть в Украине, беспрецедентной русофобии, разжигаемой в Украине и по всему миру, и неохолокосте, направленном на то, чтобы растоптать русскую культуру, традиции и русских людей, как таковых. Даже не знаю, как комментировать весь этот бред, потому что много раз бывал во всех регионах страны, включая Донецкую и Луганскую области, а также Республику Крым до её аннексии, и нигде, ни в больших туристических городах, ни в маленьких глухих деревнях, даже на западе страны, где живут те самые "бандеровцы", которыми любит пугать пропаганда, у меня не возникало никаких проблем из-за национальности или русского языка, на котором я говорю с явным московским акцентом. Проблем нет и сейчас, хотя, естественно, ненависть к России и так называемому "русскому миру" в Украине за последние недели достигла максимально высокого уровня. Уверяю вас, украинцы очень гостеприимные люди с большим и добрым сердцем, а всё, о чём говорят официальные российские и белорусские СМИ, оправдывая преступления кровавого правительства своих стран - наглая ложь. По-моему, главный враг России - это Путин. Это он отравляет жизнь русских, оболванивая их, делая нищими, безвольными и бесправными. Это он аннексировал Крым, развязал войну на Донбассе и начал "специальную военную операцию" в Украине. И это он, прячась за железным занавесом, угрожает остальному миру ядерным оружием.
Как Днепр пострадал от войны? Как изменилась твоя жизнь после её начала?
Поскольку российских солдат в Днепре не было, хотя к границам области они подобрались вплотную, всё это время город страдал лишь от ракетных ударов с воздуха, в результате которых разрушен аэропорт, повреждены некоторые другие объекты инфраструктуры. Но всё это не сможет сравниться с тем кошмаром, что творился и творится в Мариуполе, Волновахе, Николаеве, Киеве, Ирпени, Гостомеле, Буче, Чернигове, Ахтырке, Харькове и многих других городах Украины, частично или полностью стёртых с лица земли, вместе с жилыми домами, школами, больницами, библиотеками и стадионами. Тысячи людей погибли, миллионы стали беженцами.
Жизнь нашей семьи изменилась кардинально. Раньше мы много путешествовали, ходили на футбол, в бары, любили принимать гостей, короче говоря, могли делать всё, что захотим. А сейчас каждый новый день похож на предыдущий. Утром гуляем с собакой, которую полтора года назад подобрали на улице, делая это рядом с домом, чтобы в случае воздушной тревоги успеть вернуться в укрытие. После ещё несколько часов, в зависимости от погоды и интенсивности сирены, сидим во дворе, дыша свежим воздухом, наслаждаясь солнечным светом, слушая пение птиц. Аппетит, с которым приходится завтракать, обедать или ужинать, зависит от новостей. Днём мы ведём переписку, продвигая наш фонд по сбору средств в поддержку украинских ультрас среди коллег из других стран, а также следим за сообщениями местных ультрас-групп об их текущих потребностях, реагируя на них должным образом. В свободное время читаем книги, смотрим фильмы или футбол, стараясь мысленно отвлечься от происходящего. Вечером ещё раз выходим на улицу, чтобы погулять с собакой, беря с собой небольшой рюкзак с документами и медикаментами, необходимыми для оказания первой медицинской помощи, а потом вновь спускаемся в подвал, где сидим до утра. В 22:00 в Днепре начинается комендантский час. В это время во всём городе гаснет свет, и до утра выходить на улицу без специального разрешения запрещено. Воздушные тревоги ночью - обычное дело, поэтому спокойным, а уж тем более мирным, наш сон не назовёшь.
Каково это пережить вторжение, будучи русским?
Это также тяжело, как и всем: украинцам, русским, белорусам, молдаванам, крымским татарам, болгарам, венграм, румынам, полякам, евреям, армянам, грекам, азербайджанцам, грузинам и людям других национальностей, населяющих Украину.
Один мой друг - фанат черниговской "Десны", уходя на фронт, написал, что родину, как и врагов, не выбирают. Именно так я вижу эту ситуацию, целиком и полностью поддерживая свою вторую родину - Украину, потому что первая, пришла и уничтожает всё, что меня окружает, убивая тех, кого я люблю.
"МагШоп" вещает на русском языке для предположительно русской аудитории. Как она отреагировала на ваше осуждение вторжения?
В первые годы существования наша аудитория действительно была русскоязычная на 100%. Её составляли фанаты из стран бывшего СССР. Однако со временем, не без помощи встроенного в социальные сети переводчика, ситуация менялась. У меня нет точных данных, но по ощущениям, сегодня аудитория проекта делится на тех, кто понимает и не понимает русский язык, примерно поровну. Такой сдвиг произошёл ещё и потому, что фанатская литература в России, Украине и Беларуси на протяжении последних 10-15 лет находится в глубоком кризисе, в то время как в других странах фанзины не теряют своей популярности.
Как бы то ни было, демонстративно никто не осудил нашу поддержку Украине. Не знаю почему. Может быть это связано с тем, что группа "МагШопа" в социальной сети ВКонтакте, которая чрезвычайно популярна в России, была мной заморожена. А может, причина в чём-то другом. В любом случае, вступать в дискуссии с людьми, оправдывающими убийства, я считаю пустой тратой времени.
В более общем плане, как вторжение повлияло на твои отношения с друзьями и семьёй в России?
С ними примерно та же история. Тот, кто публично поддержал происходящее в Украине, вычеркнут из моей жизни навсегда. К счастью, среди близких друзей таковых нет. Среди не очень близких их единицы. То же самое касается коллег, с которыми нас связывают многолетние увлечения фанатской литературой, граундхоппингом, коллекционированием футбольной и фанатской атрибутики, любовь хорошему пиву. Единственное, что меня по-настоящему расстраивает, это позиция моей мамы, которая верит не своему сыну, а пропаганде. Из-за этого последние два месяца мы практически не разговариваем.
В настоящее время в Швеции идут дискуссии о всеобщей поддержке войны среди россиян. Можешь рассказать, как обстоят дела на самом деле?
Такое впечатление складывается потому, что в России не осталось оппозиции, нет независимых СМИ, не существует свободы слова. Государственная пропаганда годами промывала мозги своему народу, сделав из людей настоящих зомби. Большинство из них до смерти напуганы, потому что инакомыслие там карается штрафами, административными наказаниями и нередко тюрьмой, где администрация унижает и насилует заключённых, продолжая подавлять их, как личность, способную думать своей головой и сопротивляться. В том числе это касается и любых антивоенных акций, включая публичные высказывания о мире, которые расцениваются правительством России, давным-давно наплевавшим на конституцию своей страны, как дискредитация действий российской армии в Украине. За это могут лишить свободы на 15 лет, разрушив всю вашу жизнь.
Как украинские ультрас отреагировали на вторжение?
Для украинских ультрас эта война началась не в феврале 2022-го, а в 2014 году. С тех пор в Украине действует перемирие. Это некий пакт о ненападении фанатских группировок друг на друга, пока их побратимы плечом к плечу сидят в окопах, вырытых на территории Донецкой и Луганской областей, значительные части которых были оккупированы пророссийскими сепаратистами.
Если говорить о нынешнем полномасштабном вторжении, то ни одна ультрас-группа в Украине не осталась стоять в стороне. Это касается групп как с правыми, так и с левыми политическими взглядами, что очень показательно. С первых дней сегодняшней войны фанаты активно пополняли ряды регулярной украинской армии, записывались в отряды территориальной обороны. Конечно, не всякий человек способен взять в руки оружие и пойти убивать, поэтому каждый помогает, как может. Например, кто-то сдаёт кровь раненым, другие занимаются логистикой, волонтёрской деятельностью, оказывают помощь беженцам здесь или за границей. Они молодцы. Вместе со своим народом украинские фанаты героически противостоят врагу, самоотверженно защищая то, что им по-настоящему дорого, рискуя жизнями во имя общей победы над абсолютным злом, развязавшим эту войну с некогда братским народом.
"МагШоп" организовал сбор средств для Украины. Можешь немного рассказать нам об этом?
В тот же день, когда Россия начала полномасштабное вторжение в Украину, я стал получать десятки сообщений со словами поддержки от друзей и знакомых из разных стран. Многие спрашивали, чем они могут помочь, предлагали деньги. Сперва я отказывался принимать их, но спустя несколько дней, как следует подумав и поняв, что дальше будет только хуже, согласился, выпустив официальное коммюнике, в котором говорилось об учреждении специального фонда солидарности. Используя ресурсы "МагШопа", мы призывали подписчиков помочь украинским ультрас защитить себя и свою страну. Спустя месяц в нашей акции успели принять участие редакции нескольких фанизданий из Германии, Франции и Португалии, а также десятки рядовых любителей футбола из разных стран Европы. Собранные таким образом средства мы распределили среди двух десятков фан-движений, включая самые маленькие и, как следствие, наименее обеспеченные группы, представители которых имеют самые разные потребности, начиная с провианта, защитной амуниции и медикаментов, заканчивая более серьёзными и дорогостоящими приобретениями. Звучит странно, но я уверен, что именно сейчас "МагШоп" делает одну из самых важных вещей в своей 15-летней истории.
Как вы учитываете использование привлечённых средств?
Моя жена ведёт бухгалтерию, чтобы когда всё закончится, обнародовать суммы, ещё раз поблагодарить доноров, опубликовать список фан-движений, которым мы помогли. Остальные отчёты в виде небольших историй появляются в режиме реального времени в нашем живом журнале, на странице "МагШопа" в Фейсбуке и моём личном аккаунте (@magshopreport) в Инстаграм. Мы не делаем из этого тайну. Наоборот, стремимся к открытости, тем самым стараясь привлечь внимание к акции ещё больше коллег из числа футбольных фанатов, которые хотят помочь, но не знают как это сделать.
Хочешь что-нибудь сказать в завершение нашего разговора?
Я хочу попросить всех, кто дочитает это интервью до конца, распространить его через свои социальные сети, чтобы о преступлениях российского правительства узнало как можно больше людей во всём мире. Мы будем очень рады, если MYTEN и его читатели присоединятся к нашей акции, отправив пожертвования, которые помогут облегчить, а кому-то даже сохранить жизнь. Если вы хотите помочь украинцам, отправляйте свой донат на PAYPAL ekaterina2902@gmail.com. Давайте докажем, что солидарность среди ультрас - это не просто слова. Слава Украине!