Открытие нового, 2017-2018 гг., сезона работы литературно-дискуссионного клуба «Диалог» состоялось 22 сентября в отделе абонемента.
Первая встреча сезона была посвящена поэтам-шестидесятникам, творчество которых оставило яркий след в советской русской литературе и справедливо, вслед за противоречивым, сложным, но судьбоносным периодом в развитии страны, получившим название «оттепель», может быть признано «поэтической оттепелью».
Встречу открыла заведующая отделом абонемента О. С. Иващенко,
которая ознакомила присутствующих с программой и представила гостей.
С сообщением «”Оттепель”: достижения и неудачи “великого десятилетия”»
выступила И. В. Жигалова, член Союза журналистов России.
Поэзия шестидесятников и ее резонанс - явление уникальное. Оно родилось и развивалось в контексте эпохи. Сообщение И.В. Жигаловой «Оттепель»: достижения и неудачи «великого десятилетия» закономерно предваряло разговор о плеяде замечательных поэтов тех лет: Евтушенко, Рождественском, Вознесенском, Ахмадулиной и других.
Тот факт, что тема «оттепели» до сих пор горячо обсуждается в российском обществе и имеет прямо противоположные оценки у разных людей, подтверждает одно: эта эпоха стала яркой страницей истории нашей страны и наложила отпечаток на ее последующее развитие. Хрущевская «оттепель» - это условное название периода, длившегося с середины 1950-х по середину 1960-х годов. Его особенностью было частичное отступление от тоталитарной политики сталинской эпохи, первой попыткой осознания последствий сталинского режима. Общепризнано, что десятилетие получило название по одноименной повести Ильи Эренбурга, опубликованной в 1954 году. Главным событием этого периода считается ХХ съезд КПСС (февраль 1956 года), который раскритиковал и осудил культ личности Сталина, подверг критике осуществление репрессивной политики. Съезд ознаменовал начало новой эпохи, которая ставила своей задачей изменение общественно-политической жизни страны, внешней и внутренней политики государства.
Апологеты «оттепели» называют ее периодом «романтизма высокого давления» (Ирина Антонова, президент Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина) и подчеркивают ее положительные стороны, которых немало. Это, в частности, кроме начала процесса реабилитации жертв репрессий, расширение политических прав союзных республик, возвращение на родину ряда депортированных народов, выдача паспортов колхозникам, стремительное развитие легкой промышленности и освоение целины, быстрое жилищное строительство в городах, полет Гагарина в космос, развитие радиоэлектроники и введение в строй АЭС и т.д.
Противники же ее указывают на отрицательные стороны: постоянная реорганизация в номенклатуре партии, повышение цен на продовольствие, сокращение площади приусадебных хозяйств на селе, сокращение армии, усиление контроля в области культуры, давление на церковь и массовое закрытие храмов, на международной арене - Карибский кризис и значительное падение авторитета КПСС в международном коммунистическом движении. Они, как, например, доктор исторических наук Игорь Фроянов, задаются вопросом, кто больше других выиграл от «хрущевской оттепели»? И отвечают: больше всех выиграла партийная и советская номенклатура. Она, сохраняющая монополию на власть и право управления народной собственностью, но освобожденная от строгого сталинского контроля и чисток, карательных мер, не устояла от соблазна присвоения этой собственности. Именно с «оттепели» пошло интенсивное перерождение номенклатуры, завершившееся горбачевской перестройкой и ельцинскими либеральными реформами. «Оттепель», следовательно, считает историк, стала начальной точкой отсчета на пути крушения советского общества и государства.
При всех «за» и «против» бесспорны большие достижения «великого десятилетия» в сфере общественной и культурной жизни страны. Люди почувствовали себя более свободными, чем раньше. Ослабла цензура, ушел страх перед репрессивными органами. И хотя критиковать политику партии и ее лидеров по-прежнему было запрещено, в обществе шли споры между сталинистами и антисталинистами, между «физиками» (технократами) и «лириками» (гуманитариями). Начали выходить в свет новые научные журналы, в которых велись разнообразные дискуссии, расширялась тематика исследований. После ХХ съезда были реабилитированы такие деятели искусства, как Мейерхольд, Бабель, Пильняк, Мандельштам и др., с композиторов Шостаковича, Хачатуряна, Прокофьева было снято клеймо представителей антинародного формалистического направления. В прозе однообразная парадность сталинского соцреализма сменилась обилием тем и стремлением изображать жизнь в ее полноте и сложности. Вниманием к судьбе отдельного человека отличались произведения Германа, Аксенова, Гранина. Переосмыслению недавней истории посвящены роман Симонова «Живые и мертвые», поэма Твардовского «За далью даль», в которой поэт анализирует проблему культа личности Сталина. Политика осуждения этого явления позволила публиковать произведения, которые показывали коммунистический режим с самой неприглядной стороны, яркий пример - рассказ бывшего заключенного Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Значительно увеличились число и тиражи литературных журналов. Появились журналы «Москва», «Нева», «Юность», «Иностранная литература», «Наш современник» и др. Всего во второй половине 50-х годов впервые или после длительного перерыва выходило 28 журналов, 7 альманахов и 4 газеты литературно-художественного профиля. Сторонники разных мнений публиковали свои статьи и произведения в разных журналах, которые, как в Х1Х веке, исполняли роль «партий». Консервативно настроенные авторы, считавшие «оттепель» вредным явлением, печатались преимущественно в журналах «Октябрь» и «Нева». Антисталинские позиции занимали редакции журналов «Юность» и «Новый мир», руководимый Твардовским. Многие знаковые произведения тех лет впервые увидели свет на страницах этих изданий.
Летом 1958 года в Москве был открыт памятник Маяковскому, олицетворяющий революционную романтику. Территория возле памятника быстро превратилась в популярное место встреч юных любителей поэзии. У «Маяка» читались стихи, велись жаркие дискуссии о литературе и поэзии, искусстве. К 1961 году к памятнику стала собираться молодежь, критически настроенная к советскому строю и порядкам. Вскоре эти собрания были запрещены. Традиция устной поэзии была продолжена на вечерах поэзии в Политехническом музее, где выступали в основном молодые поэты: Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина, пели Окуджава и Высоцкий. Съемки со знаменитых чтений в Политехе вошли в один из главных фильмов шестидесятников «Застава Ильича» Марлена Хуциева.
Самым известным, «громким» и плодовитым из когорты поэтов-шестидесятников, без сомнения, является Евгений Евтушенко. Ему судьба и природа отмерили из них и самый долгий век: он ушел недавно, 1 апреля 2017-го, на 85 году жизни. Его выступления до последнего, как и в 1950-1960-х, собирали огромные аудитории. Поэзия и проза Евтушенко стали темой сообщения Г.Н. Воронкиной.
Охватить необъятное наследие поэта, писателя, критика, актера, режиссера, фотографа Евтушенко невозможно, да и биография его хорошо известна. Поэтому Галина Николаевна выбрала и представила одноклубникам только две книги: «Памятники не эмигрируют» (2005 г.) и «Я пришел в ХХ1 век» (2014 г.), в которых собраны произведения, написанные Евгением Александровичем после 2000 года. Поклонники поэта подсчитали, что первый из этих сборников был 110-м из опубликованных. С его презентацией Евтушенко объехал многие российские большие и малые города, разные страны. Как-то на вопрос: что из себя представляет книга, он ответил: «Это я доисповедуюсь». Кстати, поэт в своих поздних стихах не раз употреблял полюбившийся глагол, а также неологизм «доисповедь».
Сборник состоит из нескольких разделов и включает как любовную лирику, написанную словно 20-летним человеком, так и гражданскую. В него вошли новаторский, звонкий, лишенный академизма переклад «Слова о полку Игореве» и замечательный цикл стихов, посвященный русским поэтам. Однако центральное место занимает и концептуальное значение имеет стихотворение, давшее название всей книги. «Памятники не эмигрируют» - объяснение и оправдание того, что с 1990 года Евтушенко вместе с семьей уехал на ПМЖ в США. Этот факт, по мнению поэта, не означает его разрыва с Родиной - Россией.
Не был мошенником, пакостником,
гением тоже навряд,
да вот придется быть памятником -
редкий я фрукт, говорят.
Горькие или игривые
сыплют вопросы подчас:
«Правда, что вы эмигрировали?
Что же вы бросили нас?»
Где мне могилу выроют?
Знаю одно - на Руси.
Памятники не эмигрируют,
как их ни поноси.
По завещанию Евтушенко, он действительно похоронен на кладбище подмосковного Переделкино, рядом с могилой Бориса Пастернака.
Та же тема - Руси, России, русской истории и русских поэтов - продолжена в книге «Я пришел в ХХ1 век». Под одной обложкой 700-страничного тома собраны воспоминания, литературные эссе, путевые заметки, небольшие посвящения и многостраничные стихотворения, похожие на поэмы. Временной диапазон их огромен: от Х1 по ХХ1 век, написаны увлекательно и покоряют читателя искренностью. На каждом произведении лежит узнаваемая печать неординарного авторского стиля Евтушенко. Заканчивая свой рассказ о последнем сборнике поэта, Г.Н. Воронкина процитировала небольшое, но значимое, по ее мнению, стихотворение, название которого звучит как завещание-манифест: «Я с Россией поссорить себя не позволю»:
Я могу с Россией и не соглашаться,
ведь на свете нет безошибочных стран,
но не дам в отношения наши вмешаться
из-за общих и бед, и побед, и ран.
Я с Россией поссорить себя не позволю.
Сколько раз меня ссорили - не удалось,
И я плакал, но только слезою незлою,
а такой, что меня прожигает насквозь.
Имя другого поэта-шестидесятника Василия Федорова не так широко известно, как Евгения Евтушенко. В.А. Аров заинтересовался творчеством этого поэта и познакомил с ним одноклубников по «Диалогу».
Василий Дмитриевич Федоров (23.02.1918 - 19.04.1984) родился в многодетной семье рабочего-каменщика. Семья переехала в деревню Марьевка Кемеровской области, когда Василий был еще ребенком. Ее он стал считать своей родиной, и позднее в творчестве поэта она заняла знаковое место. С раннего детства Федоров работал в колхозе, учился в школе крестьянской молодежи, затем на рабфаке, посещал аэроклуб, написал очерк о своем первом самостоятельном полете. По окончании Иркутского авиационного техникума, где он учился с1934 по 1938 год, был направлен работать на Иркутский авиационный завод. Здесь он проработал все годы войны технологом, мастером, старшим мастером. Писать стихи начал еще в техникуме, но попытка их опубликовать в1935 году в газете не удалась: ему посоветовали упорно учиться и оставить писание стихов. Первая неудача не отбила охоту у молодого человека заниматься поэзией. Уже в 1940-м на страницах местных газет появляются стихотворения Федорова. Работая на заводе, Василий Дмитриевич становится членом литературного объединения при Новосибирской писательской организации. В 1944 году стихи его публикуются в журнале «Сибирские огни» и в коллективном сборнике молодых поэтов «Родина».
Федоров настойчиво стремился получить профессиональное гуманитарное образование: в 1944 году он поступает на заочное отделение Литературного института, а через три года переводится на очное отделение, сразу на второй курс. Окончил институт в 1950-м и с этого времени жил в Москве. В 1947 году в Новосибирске вышла первая книга поэм «Лирическая трилогия». В том же году на Первом совещании молодых писателей он хорошо был принят на семинаре Асеева. Знакомство с Твардовским и положительная оценка им поэмы «Марьевская летопись» сыграли важную роль в дальнейшей судьбе Федорова. По заданиям журналов «Огонек» и «Новый мир» Федоров ездил в командировки и написал очерки о тружениках Севера и мариупольских сталеварах. В 1953 году издал документальную повесть «Зрелость» о знатном сталеваре «Азовстали», через два года - повесть «Добровольцы» о целинниках и сборники поэтических произведений «Лесные родники» и «Марьевские звезды».
В 1950-е годы Федоров создает ряд поэм с остроконфликтными сюжетами в различных жанровых вариантах: поэма-новелла «Белая роща», психологическая драма в стихах «Золота жила», лирико-философская «Седьмое небо». В 1961-м выходит в свет книга из 10 поэм «Белая роща». Общее для всех поэм поэта - склонность к нравственности. Жанровое своеобразие поэм определяет синтез эпического и лирического начал. Василий Дмитриевич постоянно высказывается в стихах на общеполитические темы. Особенно активен он в дискуссиях о проблемах развития литературы, в стихах и статьях разрабатывает концепцию гражданского призвания поэта.
В 1960-1980-е годы Федоров был одним из лидеров литературного процесса, участвовал в руководстве журнала «Молодая гвардия», был членом редсоветов издательств «Художественная литература», «Современник». «Советская Россия». Поэт Н. Глазков называл его «Федоров-первопечатник», так как он помог многим начинающим авторам выпустить свои первые книжки. Федоров известен и как переводчик поэтов Востока, Кавказа, Прибалтики, Болгарии, Венгрии и Испании. По мнению прозаика И.Шевцова, в историю русской литературы ХХ века Федоров вошел как звезда первой величины, он необыкновенный лирик, певец любви, вознесший культ женщины до вселенских высот. За свое литературное творчество поэт был награжден многими государственными наградами - орденами, медалями и премиями.
Ушел из жизни Василий Федоров рано, ему было едва за 60. С 1985 года в Марьевке и Кемерово проводятся литературные праздники, посвященные поэту, - Федоровские чтения. Решением губернатора Кемеровской области учреждена премия им. В.Д. Федорова, лауреатами которой стали известные сибирские поэты.
Тема поэтов-шестидесятников неисчерпаема. Разговор о их творчестве будет продолжен на следующих заседаниях клуба «Диалог».
Ирина Жигалова,
член Союза журналистов РФ.
Обзор поэзии и прозы Евгения Евтушенко по книгам «Памятники не эмигрируют» и «Я пришел в XXI век»
провела Г. Н. Воронкина, учитель математики.
С поэтическим творчеством Василия Фёдорова познакомил В. А. Аров, инженер-технолог.
В дискуссии по литературному творчеству поэтов-шестидесятников приняли участие
Л. П. Соломахина, кандидат филологических наук,
М. А. Путренко, кандидат технических наук,
члены клуба «Диалог» и гости.
Т. В. Кривцова, библиотекарь отдела абонемента БГУНБ,
исполнила романсы Б. Окуджавы, а также песни на стихи члена клуба В. Гулина.