«ЛИТЕРАТУРА ЕСТЬ ПРОТИВОЯДИЕ ОТ БЕЗДУХОВНОСТИ»

Nov 22, 2019 14:00



22 ноября в отделе абонемента состоялась встреча в литературном клубе «Диалог»,
посвященная творчеству Алексея Николаевича Варламова,
российского писателя, публициста, ректора Литературного института им. А. М. Горького.





С биографией писателя познакомил В. А. Аров, инженер-технолог.
С сообщением «Актуальность темы романа А. Варламова “Затонувший ковчег”» выступила Г. Н. Воронкина, учитель математики.



О писателе А. Варламове как авторе книг серии ЖЗЛ рассказала И. В. Жигалова, член Союза журналистов России.
Жанровое своеобразие романа А. Варламова «Мысленный волк» раскрыла Л. П. Соломахина, кандидат филологических наук.



М. А. Путренко, кандидат технических наук, акцентировала свое выступление на своевременности творчества А. Варламова на примере книг серии ЖЗЛ.



В дискуссии по творчеству А. Варламова приняли участие специалисты отдела абонемента О. С. Иващенко, Е. Н. Немченко, Т. В. Кривцова,



а также члены клуба «Диалог».

Письмо А. Н. Варламову
Уважаемый Алексей Николаевич!
Поводом, почему мы решили написать это письмо, стало Ваше участие в 3-м региональном книжном фестивале «Белогорье».Он проходил 3-5 октября сего года в столице нашей области. Мы - это члены литературно-дискуссионного клуба «Диалог», который вот уже более десяти лет работает под крылом отдела абонемента Белгородской государственной универсальной научной библиотеки. Именно диалоговцы на Вашей встрече с читателями задали большую часть вопросов. Ответы на них, да и вся беседа с собравшимися в тот день в библиотеке любителями литературы и почитателями Вашего творчества настолько заинтересовали и вдохновили нас, что уже ноябрьская встреча в клубе была посвящена Вашим книгам. Захотелось больше и лучше познакомиться с ними, глубже вникнуть в суть написанного, тем более, что в них отражены узловые моменты истории России первой половины 20 века, рассказано о замечательных и неординарных людях тех великих трагичных десятилетий.
По сложившейся традиции заседания нашего клуба проходят ежемесячно. В рамках главной темы, а это, как правило, юбилейные даты русских и зарубежных писателей, каждый выбирает наиболее интересную для себя сторону творчества героя встречи. Этот выбор подчас  бывает неожиданным для наших кураторов, что объясняется большим разнообразием профессий членов клуба в прошлом. В наших рядах есть филологи и биологи, инженеры и журналисты и даже поэты, но всех нас объединили любовь к литературе и потребность высказать свое мнение по поводу прочитанного. Возможно, Вам как писателю интересно будет узнать, на что именно обратили внимание Ваши преданные отныне читатели, какие мысли и чувства пробудили в них Ваши личность и книги.
Из фактов биографии особенно «цепляют» воспоминания о бабушке. «Бабушка - ключевой персонаж в моей человеческой, литературной судьбе», - говорили Вы, осознавая, что все, что было сделано в литературе, делалось как некое ее поручение. Кроме того, в героинях рассказов «Случай на узловой станции», «Покров», романа «Купавна» угадываются ее черты. Невольно у нас началась 15-минутка «памяти памяти». Оказалось, что среди наших пра-пра были замечательные, известные в свое время люди, память о которых хранят не только в семье. Логичное продолжение этих воспоминаний - а какими мы останемся в памяти своих внуков? Вопрос не праздный, ведь многие из нас уже вступили в «третий» - золотой возраст. Что было сделано в жизни, есть, что передать им, и за что нас помнить?
Понимаем, что о повести «Рождение» Вам много чего довелось услышать и от читателей, и от критиков. Наше мнение мало что к этим словам и суждениям может добавить: замечательное произведение! Простое и сложное одновременно. Хотелось бы только сказать: эту книгу следует врачам женских консультаций будущим мамашам, да и папашам тоже рекомендовать для обязательного прочтения. Глядишь, и демография в стране улучшится, и брошенных детей станет меньше…
Пройти мимо романа «Мысленный волк» в Вашем творчестве абсолютно невозможно. Можно не прочитать что-то другое, но только не эту книгу. Хорошо бы взяться за нее после «Пришвина» и «Распутина» из серии ЖЗЛ или знакомиться с ними параллельно, что, конечно, не реально. Роман подтверждает нынешнее осознание, что отправной точкой истории России в прошлом веке был не Октябрь 1917-го, как считалось в советскую эпоху, а август 1914-го, когда Российская империя «вступилась за сербов» и ввязалась в первую мировую войну. «Мысленный волк» заставляет задуматься: а не случись той «неизвестной», «империалистической» войны, возможно, не было бы Февраля и Октября, и кровавая междоусобица гражданской войны миновала бы нашу страну. Да, история не имеет сослагательно наклонения, просто мы сегодня знаем, чем все закончилось. Когда «мысленный волк» одолевает - зарождается новая смута.
Как оказалось, члены клуба «Диалог» наибольшее предпочтение отдали Вашим «жэзээловским» биографиям. Прочитаны почти все, что подтверждает современную тенденцию роста интереса читателей к литературе «нон-фикшн». Нам известна Ваша точка зрения на это явление: «… в стремлении писателей создавать биографии, а читателей эти книги покупать сказывается тоска по большому стилю… С высокой долей уверенности можно предположить, что вслед за тем, как будет восстанавливаться понятие большого стиля в той области прозы, которую принято называть «нон-фикшн», большой стиль вернется и в «фикшн». И это будет не фикция, подлинная русская литература, способная ответить тем вызовам, которые бросает нам время. Большой стиль вернет читателя к книге, а писателя - к жизни. В том числе к общественной жизни, где писательского слова очень остро не хватает». Мы солидарны с такой позицией и в меру сил продвигаем ее на литературных встречах нашего клуба. По признанию одноклубников, если раньше, выбирая книгу из серии ЖЗЛ, нас в первую очередь интересовала личность самого «замечательного человека», то теперь - автор его биографии. По нашему мнению, в числе таких новых «жэзээловских» авторов уже известные современные писатели: Павел Басинский, Алексей Варламов, Дмитрий Быков, Захар Прилепин. Их авторство делает книгу для читателя вдвойне привлекательней, ведь она несет на себе своеобразный литературный «Знак качества».
Алексей Николаевич, теперь шире и глубже познакомившись с Вашим творчеством, у нас вопросов, на которые хотелось бы получить ответы, стало еще больше. Вы хорошо изучили и описали истоки «русской смуты» начала 20 века. Нет ли у Вас планов разобраться в причинах и возможных последствиях «украинской смуты» начала 21 века? Ведь она для нас, по меткому определению Захара Прилепина, «не чужая смута». Тем более для белгородцев - ближайших соседей Украины. И кто в таком повествовании может быть главным героем?
В своих интервью Вы говорили, что при написании биографий для ЖЗЛ перечитали большое количество исторической литературы, мемуаров, периодики первой половины прошлого века. Скорее всего, работали и в архивах. Мало кому из читателей это доступно. Вопрос: если какие-либо реальные основания у Дмитрия Быкова, человека, наверняка, эрудированного, назвать Великую Отечественную войну «гражданской войной 40-х годов»? Понятно, что у предыдущих и нашего поколений миллионы аргументов против этого скандального высказывания, но оно откуда-то взялось и было озвучено известным писателем. По Вашему мнению, почему и как это стало возможным?
В нашей библиотеке часто проходят встречи с читателями как белгородских, так и столичных писателей. Недавно нашим гостем была Елена Тулушева - молодой прозаик, пишущий на острые социальные темы. В беседе она, говоря о себе и современной литературе, ни разу не оговорилась, называя их «русскими», а не российскими. Этого нельзя было не заметить. А каким писателем Вы ощущаете себя? Есть ли в этих определениях разница и в чем она заключается, или они тождественны сегодня? Ведь 30 лет назад все писатели и поэты нашей огромной страны были «советскими», а потом многие из них быстро разбежались по национальным квартирам.
Уважаемый Алексей Николаевич, в конце письма хотелось бы пожелать Вам всего самого доброго, новых книг, за публикацией которых мы теперь внимательно будем следить. Надеемся на продолжение диалога с Вами, которое мы непременно обсудим  на заседаниях «Диалога».
Члены литературно-дискуссионного клуба «Диалог»,
БГУНБ, г. Белгород

Мария Артемовна Путренко:
1.      Известно ли Вам, что писатели М. Булгаков, А. Платонов, А. Толстой в 1920-е годы посещали эзотерический кружок итальянца Роберта Бартини? В результате были написаны «Мастер и Маргарита» М. Булгакова и, вероятно, «Эфирный тракт» А. Платонова и «Гиперболоид инженера Гарина» А. Толстого.
Примечание: Об этом в передаче «Гении и злодеи» телеканала «Культура» (16.08.2012) поведал директор музея авиации кандидат технических наук Александр Аршанский.
2.      В своей книге серии ЖЗЛ о Г. Распутине Вы приводите большое количество информации о нем - как положительной (целитель, ясновидящий), так и отрицательной (пьянство, разврат, корыстолюбие и т. д.).
Вопрос: Как Вы считаете, на каком основании поклонники Г. Распутина пытаются причислить его к лику святых?

Галина Николаевна Воронкина:
Благодарна, что судьба подарила встречу с Вами и Вашими произведениями. Прочитала несколько повестей и рассказов. Но вопрос мой связан с «повестью сердца» - «Дом в деревне»: насколько это произведение автобиографично?

Татьяна Васильевна Кривцова:
Рассказ (как жанр) сродни стихотворению: вложить в маленькое произведение гораздо больше мыслей и чувств, чем набранных слов, под силу лишь большому таланту, например Чехову! Знакомство с Вашим творчеством началось с двух рассказов - «Чоловик» и «Ночь славянских фильмов». Рассказы и «улыбнули», и тронули до слез. Вспомнила свою поездку в Карпаты в уже далекие семидесятые, блокадное время в Армении… Спасибо! Это были сильные переживания…

писатель, книга, Белгород, ЖЖ, отдел абонемента, чтение, belgorod, Варламов Алексей, БГУНБ, клуб, Россия, abonement, библиотека, российский писатель, литература, bgunb

Previous post Next post
Up