Мои Боги...

May 21, 2013 16:40


Поездка на Украину неожиданно стала определяющей на ниве религиозной принадлежности. Не думала и не ставила это целью, а вдруг "прозрела" (модное словечко среди местных эзотериков).


К слову сказать, в свое время искренне носила маску православной ханжы. Истовые молитвы утренние и вечерние, ранние службы по воскресеньям, строго соблюдаемые посты - и зачерствелое сердце в результате. Все это было остановлено в одночасье, вместе с браком, как ни странно после благословения литовского священника - потрясающего по силе Любви святого человека, которого послала Вселенная дабы выбраться из созданного мною же болота.

На тот момент все атрибуты православной жизни были оставлены. Разве что Пасха - этот праздник остается светлым и долгожданным.

За эти десять лет жизнь давала разный опыт. Пела мантры, получала благословение от буддийских священников, случались мгновения счастья во время киртана. Обрастала амулетами разных религий (на теле буддийские фенечки сожительствуют с крестиком, дома - иконы с индийскими божествами и вальдорфскими гномами).

Тем не менее, знакомство с Киевом начала с трепетных всякому православному мест. Чувства, которые рождались там, оказались неоднозначными.

София потрясла энергетикой, которая просачивается сквозь толщу поздних наслоений. На обнаженной первой кирпичной кладке увидела сердечко и тайком сфотографировала его (прежде вообще не воспринимала сей "мещанский" символ, а сейчас встречаю его повсюду и радуюсь). Андреевская церковь с лепниной эмоций не вызвала вообще. С удовольствием растворилась в сказочных росписях Владимирского собора - Васнецов и Нестеров создали чудо!

Разглядывая иконы, ловила себя на том, что потребности скорбно склоняться перед ликами святых нет. Подходила ближе, заглядывала в глаза и... улыбалась. Наконец, до меня дошло, почему так почитаю Николая Угодника - он похож на Деда Мороза, добрый!

Запечатлевая Софию, сместила ракурс. Подсознание обозначило дилемму прежде, чем сама ее осознала. Два храма - рукотворный и природный.



Киево-Печерская Лавра окружена ореолом таинственности и святости. Возможно, так оно и есть. Но религиозного экстаза (а я знаю, что это такое) там со мною не случилось. Вполне отдаю себе отчет, что мои ощущения суть отражение моего состояния сознания. И ни в коей мере не оцениваю место, лишь собственную реакцию на него. Я попала в суматошную экскурсионную точку, где церковных крамниц и едален больше, чем действующих храмов. Бредя со свечкой по темным коридорам пещер в веренице верующих, ловила себя на том, что усыпальницы вызывают скорее обывательский интерес туриста, нежели религиозный трепет. Истово крестящиеся люди вокруг воспринимаются искусственно - чувствовала себя окруженной марионетками, дружно исполняющими одну роль. Внутри рос протест против этого неживого молитвенного потока.

Тем более удивительно было в этих условиях получить подарки от Лавры. Наконец-то найденная икона св.Стефании (для крестницы - прежде безрезультатно обшарила в поисках всю Россию). И одетая на меня шапка Марка Гробокопателя - она находится в одном из храмов и достается по строго определенным дням после службы... в дни Пасхи вообще была убрана, и прихожанкам передо мною сказали прийти через неделю... а на мой вопрос служитель внимательно поглядел в глаза и принес ее... Второй раз в жизни словно получаю благословение в момент, когда, казалось бы, от религии (=следования обрядам и проч.) далека. Признание за честность.

Несмотря на сомнительные чувства, когда находилась рядом с храмами, отдыхала. Взгляд подолгу зависал на куполах, не могла от них оторваться.






Выплеск эмоций произошел в крайне неожиданной форме. В пещерах Голосеевского леса; здесь нет такого наплыва туристов и сами пещеры - не склепы, а молельные комнаты, где в тишине и полумраке можно уйти в себя. Где-то вдали слышен монотонный голос, читающий молитву, мерцание свечи, уши разбухают от какого-то внутреннего звука - и вот уже проваливаешься куда-то сквозь толщу времени... Сколько это продолжалось, не знаю, мы просто находились в молельной келье, погруженные в себя. И вот, после такой медитации бредем к выходу, и тут одна маленькая фраза моего дорогого попутчика разрывает пространство... смехом. В молитвенном месте это выглядело полным безумием, но остановиться было просто невозможно. Навстречу откуда ни возьмись бесконечная экскурсия, и мы со своими "бесовскими чувствами" оказываемся заперты в маленькой келье на виду у благочинных паломников. Отвернулась к иконам, укрываясь от взглядов за головным платком, урожденным, как потом выяснилось, индийскими трусами аскета, - ему выпало пережить разные трансформации... Сначала  просто подрагивали плечи, потом была уже не в силах сдержаться - хохотала в голос и до слез, до спазма, склоняясь над иконами. Со стороны это выглядело как безудержный плач либо изгнание бесов и, надеюсь, для проходящих мимо, свидетельствовало о благотворной силе Места. Впрочем, без тени иронии, так оно и было для меня. Вышла (точнее, выползла) оттуда очищенная и счастливая.

Боги... к Богам своим пришла по любимым тропам. Они стары как мир.






Несколько дней похода по Крыму, ночевки в сердце фантастической Ласпи, пение в пещерах Тепе-Кермена, объятия с исполинами Храма Солнца... - и снова ощущаю себя дома. Утром встречает море в розовых облаках, ночью голова кружится от наваливающегося неба. Ветер обнимает на вершине гор. Горьковатая молодая хвоя и пряные шарики можжевельника. Наши молитвы представляли собой странный внешнему взгляду микс пасхальных песнопений, мантр и горловых звуков (хрустальная чаша довершала картину) - они складывались сами собой, просто выпускали все, что шло изнутри.






Крым поделился огромной силой. И, казалось бы, чего еще желать. Но потом случился Днепр. Близкий Волге по духу, родной. Там и появилось осознание своей природы. Когда как зачарованная не могла оторвать глаз от неспешных шаманских движений - почтения огню, воде, деревьям. Когда видела, как эта неспешность оживляет каждую травинку и камушек, раскрывая в них смысл. Речь замедлялась и замирала - в ней не было нужды. Все существо наполняли другие звуки, Боги оживали...






Вернулась домой умиротворенная. Дома и на работе окончательно убедились, что я помешалась - замедленная речь и блаженная улыбка. С религией определилась. Все просто. Язычница. Молитвы получаются так.




развитие, путешествия, вера, кто Я, вот так и живу

Previous post Next post
Up